Что такое новая украинская школа? Стали известны подробности образовательной реформы

0

Министерство образования планирует провести масштабную реформу «Новая украинская школа». Согласно новому законопроекту «О полном общем среднем образовании», в Украине появится педагогическая интернатура, школьники смогут обучаться по индивидуальной программе, а родители — инициировать проведение аудита образовательного учреждения.

Министр образования Лилия Гриневич представила документ на заседании Кабмина 13 марта, теперь правительство должно будет вынести его на рассмотрение Верховной Рады.

Важным моментом является языковой. Минобразования предлагает трехстороннюю модель для школьников, желающих обучаться на языках нацменьшинств — то есть, не украинском.


Первая модель — для коренных народов Украины, которые не проживают в языковой среде своего языка и не имеют государства, которое этот язык защищало бы и развивало. Прежде всего речь о крымских татарах. Они смогут учиться на языке коренного народа наряду с основательным изучением украинского языка все годы обучения.

Вторая модель для школ с языком обучения нацменьшинств, языки которых принадлежат к языкам ЕС. Наряду с изучением государственного языка, такие дети будут учиться на языке нацменьшинств в начальной школе. В 5 классе не менее 20% годового объема учебного времени должен преподаваться на украинском с постепенным увеличением объема, чтобы в 9 классе не менее 40% предметов изучались на государственном языке. В 10 — 11 классах процент увеличивается до 60.

Что касается русскоязычных классов, они будут относиться к третьей группе. В начальной школе тут преподавание также будет вестись на языке нацменьшинства наряду с изучением украинского, а с 5 класса не менее 80% учебного времени будет читаться на государственном языке.

В общем-то тут ничего не изменилось с тех пор, как МОН представило законопроект о среднем образовании. Описанная выше языкаова дискриминация была заложена еще там. Будапешт не устраивает ни 40%-я, ни уж тем более 60%-я украинизация венгерских классов.

Также у Гриневич заявили об «индивидуальной образовательной траектории». Это нововведение будет касаться, прежде всего, учеников с инвалидностью и тех детей, которые посещают занятия вне школы. Так, школьники, которые ходят на музыкальные или спортивные кружки и т.д. смогут засчитать полученные не в заведении знания, а освободившееся время использовать на домашнее задание или другую работу. Ученики, которые обучаются дома, смогут просто подтвердить свои учебные достижения и получить документ о полном общем среднем образовании.

Чтобы использовать новые возможности, родителям необходимо будет написать заявление, после этого они вместе с учеником и учителями должны будут составить индивидуальный план, который будет утверждаться педсоветом и директором. По предметам, которые получают вне заведения, проводят обычное годовое оценивание или ГНА.

Кроме того, реформа предусматривает развитие нового образовательного пространства для детей. Речь о библиотеках и ресурсных комнатах. Дети на длительном стационарном лечении смогут получить защищенное законом право получать образование в медучреждениях. А чтобы в школе учитывали образовательные и психологические потребности детей, проект предусматривает два адаптационных цикла: первый цикл – в 1-2 классе, и второй – в 5-6 классах.

Чтобы ученики смогли сами выбирать факультативные предметы, а не школа делала это за них — как происходит на сегодняшний день — после реформы в учебных заведениях будут создаваться межклассовые группы для изучения дисциплин по выбору.

Что касается учителей, они получат большую автономию при создании программ, разработке системы оценивания и поощрения. Также педагоги будут получать 10 — 20% от зарплаты за заведование ресурсными комнатами, кабинетами информатики и спортивными залами. Кроме того, планируется ввести педагогическую интернатуру.

Молодой учитель, с учебы придя в заведение, получит наставника, который будет консультировать, направлять и заниматься благополучием и развитием педагога. При этом наставник будет получать 20% доплату к зарплате за такую супервизию и будет лично заинтересован в успехе молодого учителя.

Также все учителя должны будут окончить курсы подготовки по домедицинской помощи. А родители детей с особыми образовательными потребностями получат возможность сопровождать своих детей на уроках. Также в случае необходимости родители смогут инициировать проведение внепланового институционального аудита учреждения образования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ