Многие в детстве мечтали быть бортпроводником. Сказочная работа: работаешь и путешествуешь одновременно, каждый день открываешь для себя новую страну или даже новый континент. Кроме того, работодатели обещают соцпакет и престижную зарплату. А какой вид открывается из кабины пилота – просто сказка. Но есть и другая сторона медали: работа на высоте вредит здоровью. Существует масса стереотипов по поводу внешности и даже пола бортпроводников. А о том, какие пассажиры могут попасться – и пьяные, и агрессивные, и слишком навязчивые – даже страшно подумать. Да деваться некуда, ты ведь отвечаешь за них!
Ирине Положай из Днепра удалось стать бортпроводницей в европейской компании. Мы решили узнать у нее секреты небесной профессии.
Главное – доставать руками до отметки 2,12 м
Ирине 23 года, она училась на переводчика и осваивала азы менеджмента. Когда началась великая война, девушка эвакуировалась за границу: жила у знакомых, занималась репетиторством.
В какой-то момент Ира решила кардинально изменить свою жизнь и реализовать давнюю мечту – стать бортпроводницей.
– Еще учась в университете на переводчика, поняла, что хочу использовать знания языков в сфере туризма или авиации, – рассказывает днепрянка. — Поэтому мне пришло в голову, а почему бы не стать стюардессой? С этого и начались мои первые шаги к новой профессии.
И вот уже восемь месяцев она работает в компании WizzAir – это венгерская бюджетная авиакомпания, у которой есть филиалы по всей Европе.
– Объявление нашла на официальном сайте WizzAir, – говорит Ира. – Летом 2022 года они набирали работников, поэтому я решила попробовать.
Что касается бортпроводников, то существует масса стереотипов: определенная внешность (почти модельная), идеальные параметры и вес, высокий рост, отсутствие тату, белоснежные зубы. По словам Иры, это все мифы.
– Когда ты устраиваешься в какую-нибудь авиакомпанию, конечно, есть определенные требования, – делится девушка. – Например, у WizzAir это – возраст старше 18, знание английского, приятная внешность, но не модельная, как принято считать, и главное – умение ладить с людьми. Что касается роста – то можно быть и 1,5 м, и 1,8 м. Главное – чтобы бортпроводник мог доставать руками до отметки 2,12 м – именно на этой высоте расположены места для хранения вещей пассажиров. Мы должны помочь им их открыть или проверить после рейса, никто ли там ничего не забыл. Татуировки у бортпроводников могут быть, единственное – их должна прикрывать форма. Хотя есть компании, где на это вообще не обращают внимания. Кроме того, у нас можно носить брекеты – даже обычные металлические, очень заметные.
Ира успешно прошла этап собеседований. И дальше была учеба, которая длилась шесть недель.
– Обучение я проходила в Будапеште, – рассказывает Ира. — Нас учили всему, что касается авиации. Кроме того, нам дали знания о медицинской помощи, ведь во время полета может произойти что угодно. Обучали сервису, рассказывали, как поступать в экстренных ситуациях.
Больше всего Ире запомнился тренинг «Эвакуация во время аварии над водой».
– Нам нужно было прыгать в бассейн и спасать условных пассажиров и коллег, – говорит стюардесса. – Это было прикольно, но не хотелось бы испытать такое в реальных условиях. Вообще, во время обучения нам дали базу, которую я уже применяю на практике.
Макияж и часы – обязательны
Уже восемь месяцев Ира ежедневно летает по странам Европы, хотя до этого она не часто пользовалась этим способом перемещения. За это время она уже побывала в Швеции, Италии, Испании, Франции, Нидерландах, Исландии, Хорватии, Греции, Албании, Великобритании, а также в ОАЭ и Израиле. Ира отмечает, что сначала очень трудно привыкнуть к графику.
– Он очень нестабильный, – говорит она. — Сегодня ты просыпаешься в 3 ночи на рейс, а после обеда уже будешь дома. А завтра можешь спать до 12-ти дня, но через несколько часов у тебя рейс, дома ты будешь где-то в 3 ночи. И такие качели постоянно.
По словам Иры, перед рейсом главное – собраться и не забыть часы, ведь без них во время полета никак.
– Перед тем, как отправиться в аэропорт, я всегда проверяю, все ли взяла, – рассказывает бортпроводница. – Запасная форма, паспорт, удостоверение, спецпропуск, все бейджики. Также обязательно наношу макияж и беру с собой косметичку с самым необходимым.
В компании, где работает наша землячка, макияж обязателен – ведь стюардессы должны быть заметны среди пассажиров. Мейк должен быть естественным, главное в нем – фирменная розовая помада, как раз под цвет формы.
Что касается часов, то они должны быть для того, чтобы отслеживать время.
– Без часов на борт нельзя, – говорит Ира. – Они нужны, чтобы следить за временем: когда отправка, когда посадка. Да и на случай чрезвычайной ситуации, например, эвакуация должна укладываться в определенное время (до 3 мин). Мы должны за этим следить.
— Есть ли какой-нибудь талисман? – спрашиваю у Иры. «Из талисманов у меня только крем для рук и капли для глаз, потому что воздух в самолете слишком сухой, поэтому нужно постоянно увлажнять глаза и руки», – улыбнулась она.
Необходимы выдержка и щедрый словарный запас
За один день у Иры может быть до четырех рейсов – слетала и обратно. Это примерно 14 часов работы. Иногда случаются более длительные полеты и перерывы между ними подольше.
– Может быть один рейс, а может и несколько, – рассказывает бортпроводница. – Обычно мы возвращаемся домой, но бывают случаи, когда нужно остаться в той стране, куда мы прилетели. Нас заселяют в гостиницу и у нас есть как минимум 14 часов для отдыха (иногда и 24). Это время каждый проводит так, как хочет: кто отсыпается, кто гуляет по городу.
Главная задача бортпроводника – безопасность и комфорт пассажиров. Но и здесь есть нюансы, ведь люди случаются разные.
– Конечно, на каждой работе бывают свои эксцессы, – рассказывает Ира. – У нас их тоже много. Например, во время полета кому-то может стать плохо, кто-то может упасть в обморок, а у кого-то поднялась температура до 40. Но с этим можно справиться. Для меня хуже всего – это когда на посадку к тебе подходит слишком пьяный мужчина и тебе надо вежливо объяснить ему, что он не может лететь с вами, не назвав его при этом пьяным. Для этого нужно иметь большую выдержку и обильный словарный запас. Кроме того, кто-нибудь может закурить в туалете или использовать запрещенные электронные приборы. Это нужно все время мониторить, чтобы полет был безопасен на 100 процентов.
Бортпроводником быть непросто – и это не только из-за непослушных пассажиров. Эта работа сама по себе вредит здоровью. Во-первых, радиация. По данным ученых, чем выше самолет поднимается в небо, тем больше будет радиационный фон. К примеру, если на земле он составляет около 9 мкР/час, то на высоте 8000 м и более может быть 125 мкР/час. Кроме того, постоянные перелеты влияют на работу всего организма.
– Влияние радиации я пока не испытала на себе, – рассказывает Ира. – А вот ноги после рейсов очень болят. Поэтому стараюсь всячески поддерживать свой организм: сплю после полетов, хожу на массаж для ног. Кроме того, правильно питаюсь, пью разные витамины – без них никак.
Пассажиры дают чаевые и подарки
В некоторых авиакомпаниях стюардессам нельзя брать чаевые. WizzAir не запрещает этого. Их могут давать как деньгами, так и подарками, например, духами.
– У нас бюджетная авиакомпания, поэтому миллионеры с нами не летают, – улыбается Ира. – Самые большие чаевые, которые мне давали, – это 30 евро (где-то 1230 грн по нынешнему курсу. – Авт.). Иногда дарят подарки – духи, серьги или другие вещи. Их можно купить сразу на борту.
В общем, во время полета можно купить себе многое, особенно когда вы не успели забежать в дьюти-фри. Цены и товары многообразны. К примеру, за 50 центов можно купить пачку жевательных конфет, а если вам хочется перекусить, то придется отдать 10 евро и больше. Также на борту можно приобрести алкоголь. Его здесь продают во флакончиках по 50 мл – за один от 6 до 10 евро.
– Если честно, я еще не успела изучить весь ассортимент, – рассказывает бортпроводница. – Самое дорогое, что у нас есть, это, наверное, парфюмерия – 100 и более евро за единицу, а также сумочки – от 200 евро. В основном рассчитывается евро, но мы можем принимать и валюту той страны, куда мы летим. Также можно платить картой.
Главное – знать английский, все остальное – можно выучить
Авиаперевозки совмещают континенты. Кроме этого, они объединяют людей. Так, в компании Иры работают женщины и мужчины из разных стран: немцы, поляки, словаки, украинцы, итальянцы, македонцы, болгары и другие. Все они всех возрастов, но их объединяет работа и знание английского.
– У нас очень разный коллектив, но от этого работа еще более интересная, – говорит Ира. – Например, сегодня ты можешь лететь с командой, где есть 18-летний итальянец, 40-летний поляк и 30-летний немец. Но это не совсем проблема. Кстати, возраст вообще не помеха для работы бортпроводником. У нас работают и 60-летние, главное – это состояние здоровья.
Ира говорит, что такой мультинациональный коллектив помогает больше узнавать разные страны и культуры.
– Например, у каждого есть свои обычаи, – делится бортпроводница. – И мы уважаем их. Мы всегда поздравляем друг друга с важными праздниками – иногда даты не совпадают, например, Пасха у католиков и православных. Также очень часто мы берем с собой на обед какие-то блюда, принадлежащие так сказать национальной кухне (это не борщ, конечно, но какие-то закуски и т.д.). Так мы знакомимся с кухней разных стран. Например, когда случается лететь в Катанию (Италия), мы всегда покупаем канноли – традиционный сицилийский десерт.
Также Ира отметила, что мужчин в их коллективе много, несмотря на стереотип, что бортпроводниками бывают преимущественно женщины.
– У нас есть как женщины, так и мужчины, – говорит она. – Требования к ним такие же, как к нам. Единственная разница – им не нужно краситься и нужно следить за бородой. Она не может быть слишком длинной и неряшливой. А вообще трудно сказать, кому эта работа больше подходит – мужчинам или женщинам. Здесь главное – как ты относишься к этой работе и как выполняешь ее.
И напоследок: если вы очень долго мечтали попробовать себя в качестве бортпроводника, то нужно действовать.
– Всем, кто мечтает об этой работе, хочу посоветовать рисковать, – говорит Ира. – Главное – знать английский, все остальное – можно выучить. К тому же если у вас есть желание, то вам помогут. Кстати, если вы пришли на должность стюардессы, то дальше вы можете развиваться в этой области, например, стать старшим бортпроводником, курирующим работу других, или вообще инструктором и учить новичков.
Не бойтесь рисковать и все получится!
Автор Анна Лукьянченко.
Справка
Пассажирские самолеты летают на высоте от 9 до 12 тысяч метров. Все зависит от модели, поскольку у каждого из них есть своя идеальная высота, на которой лайнер тратит минимальное количество горючего и испытывает небольшое сопротивление.