Накануне прошлой зимы многие днепряне запаслись крупами, подсолнечным маслом, консервами. Власть предупреждала, что пережить холодную пору года будет сложно. Постоянные удары по энергетической инфраструктуре оптимизма не добавляли. К сожалению, через несколько месяцев предусмотрительные горожане с удивлением обнаружили, что их зерновые запасы очень даже пришлись по вкусу зловредным насекомым. Не порадовала и разросшаяся пышным цветом плесень.
Как правильно хранить продукты в кладовках и на кухнях? Можно ли справиться с многочисленными вредителями, которые только и ждут, чтобы полакомиться нашими макаронами, фасолью с горохом и сухофруктами? — разбирался журналист «Наше місто».
Сколько их — бойцов невидимого фронта?
Может показаться, что зерновых вредителей раз два и обчелся. На самом деле их тьма. По сути, каждый обитатель кухни, если к нему повнимательней приглядеться, — вредитель. Вот только сделать это непросто. Уж слишком мелкие они.
— Примерно 80% продуктовых запасов – зерновые культуры, — отмечает Виктор Бригадиренко, доцент кафедры зоологии и экологии ДНУ, кандидат биологических наук. – Еще 20% — бобовые. Ну, может, 2—3 % сухофрукты. Видовой состав вредителей этих продуктов разнообразен. В пределах Днепропетровщины могут обитать около 400 видов зловредных беспозвоночных. Причем, зерноедам без разницы чем питаться – крупами, мукой или лапшой с макаронами. Их интересует только химический состав продукта.
По мнению зоолога, практически все, что мы приносим из магазина потенциально заражено. Ведь даже, если производитель сельхозпродукции стерилизовал и протравливал ее, она наверняка неделю-две хранилась на складах, где и обогатилась жучками. Потому домашняя обработка такой продукции просто необходима.
Шоу долгоносиков продолжается
И все-таки среди вредных насекомых есть самые вредные. Самые-самые – долгоносики.
— Из множества видов вредителей в реальности 99% — это малый мучной хрущак и 3—4 вида долгоносиков, — констатирует Виктор Бригадиренко. – Кроме того, в продуктах часто попадаются моли, но от них больше шума и тревоги домохозяек, чем практического вреда. Численность хрущаков и долгоносиков в сотни раз превышает количество бабочек-вредителей.
Чемпион по вредительству — амбарный долгоносик. И ведь что интересно. Жуки не специально стремятся по максимуму ухудшить нашу жизнь. Они просто заботятся о собственном потомстве.
Мама-долгоносиха выгрызает в зерне углубление, погружает в него, как правило, одно-единственное яйцо и аккуратно запечатывает его. Еда новорожденной личинке обеспечена. А нам, увы, нет. Но хуже другое. Самая большая беда – продукты жизнедеятельности насекомых.
— Собственно, насекомые не такие уж вредные, — объясняет эксперт. – Страшнее то, что они выделяют водяной пар, который способствует развитию токсичных грибков. Самый известный из грибных ядов – афлатоксин вызывает рак. Вот это махровейшее зло, с которым надо бороться.
Зоолог считает, что единственный доступный нам способ избавиться от кухонных вредителей – глубокое промороживание продуктов.
Cильный мороз убьет вредителей, а ядохимикаты нас
Если вы купили крупы «про запас», лучше пропустить их через морозильную камеру. Причем мороз должен быть арктический.
— Берем большой полиэтиленовый мусорный мешок, кладем в него 5—8 килограммов круп, герметично закрываем его и помещаем в морозилку, — рассказывает Виктор Бригадиренко. – Держим продукт в холодильнике 2—3 суток, при температуре «-14». Если ваша морозилка дает только « -5» от вредителей не спасетесь. Затем через трое суток, вытаскиваем мешок и не развязывая его, оставляем на 6—8 часов при комнатной температуре. Зерно холодное, а в квартире тепло — образуется конденсат. Очень важно, чтобы он не попал на продукт, иначе плесени не избежать. По этой же причине лучше использовать именно мешки для мусора, а не трехлитровые банки или пластиковые бутылки. Когда же продукт нагреется, следует аккуратно развязать мешок и переложить его содержимое в чистое хранилище. Такую процедуру нужно проделывать раз в полгода.
С фасолью или горохом дело проще. Бобовые редко хранят годами, потому достаточно одной проморозки. Зоолог убежден, что достойной альтернативы ей не существует.
— Прожаривать на сковородке не рекомендую, — резюмирует собеседник. – Термическая обработка больше 100 градусов чревата неполным окислением белков, прогорклостью жиров. Канцерогенез идет полным ходом! Не советую увлекаться «химией». Если это пестицид, то вместе с вредителем он уничтожит и вашу печень. Так что, если дорого здоровье, забудьте о химпрепаратах. Аллергия – меньшее из зол, что вас ждет. Совершенно бесполезна липкая лента. То есть, если вы хотите изучить фауны вашей кухни, тогда пожалуйста. А для эффективной борьбы с мукоедами и зерноедами она не годится.
Запасаемся в пределах разумного
У всех продуктов есть свой срок годности. Практически вечные – соль и сахар. Ну а горох можно хранить два года, гречку до 19 месяцев, рис шлифованный и перловку — 18 месяцев, пшенную крупу — 9 месяцев, а овсянку всего 4. Такой же гарантийный срок и для подсолнечного масла.
Макароны могут ждать своей участи до 3 лет, но только в специальных контейнерах. В обычных же пачках, пакетах или мешочках они не выдержат более полугода.
Очевидно, что невозможно запастись продуктами на всю оставшуюся жизнь. Следуют отдавать себе отчет, что, сметая с полок крупы, подсолнечное масло и консервы, мы просто поддаемся общей панике и психозу.
— Когда человек в стрессе, панике перед неизвестностью и есть опыт предыдущих поколений, то он пытается опереться на этот самый опыт, — рассказывает Ирина Гассо, психолог по работе с расстройствами пищевого поведения. – Вспоминаются рассказы бабушек и дедушек о том, как выживали во время войны, фильмы или книги о том времени. Это, как у Владимира Войновича: «Тем временем, баба Нюра, услышав, о начале войны, пришла в сельмаг и скупила спички, мыло и соль. Услышавшие об этом сельчане мчатся к магазину, начинается драка за мешок». Так что сегодня это вполне естественная реакция людей. Сейчас, правда, закономерно добавились наличные деньги, которые нужно снять с банковской карты.
То есть, в стрессовых ситуациях у нас срабатывает инстинкт самосохранения. Впрочем, по мнению психолога, он может сработать и в другую сторону.
— Когда стресс ослабляется, человек приспосабливается к новым условиям, — объясняет Ирина Гассо. – Еда доступна и лучше есть свежее, а не то, что было когда-то куплено на чёрный день. Особенно если в продуктах, крупах, муке заводятся вредители, или заканчивается срок годности. Тут тоже, кстати, действует инстинкт самосохранения — не отравиться, не заболеть.
Так что запасаемся в пределах разумного.
В хорошем хозяйстве ничего лишнего не бывает
У моего университетского товарища, днепровского фермера и предпринимателя Анатолия Донченко, было кафе и меня всегда разбирало любопытство: что он делает с просроченными продуктами? Невозможно же всё предусмотреть и рассчитать, чтоб все сошлось по нулям.
— Действительно случалось, что крупы портились, — рассказывает Анатолий Донченко. – Но у меня было в селе свое хозяйство, куда я отвозил эти продукты. А там свиньи, собаки. Практически ничего не пропадало. В частном секторе всегда есть животные, для которых можно передать крупы. Советую так и делать. Но, когда у меня было предприятие питания, я все-таки стремился особых запасов продуктов не делать. Лучше подкупать постепенно, учитывая сроки хранения и реальный спрос потребителей. Сегодня мой предпринимательский опыт подсказывает, что больших продуктовых запасов заготавливать не следует. Лично я вообще никаких запасов не держу. Верю в ЗСУ и нашу Победу!
Автор Александр РАЗУМНЫЙ.