Первое воскресенье октября в Украине отмечают День учителя. Сегодня эта профессия, к сожалению, не относится к престижным. Напротив – по многим предметам учителей не хватает. А желающих поступить на специальности, связанные со средним образованием, с каждым годом все меньше. И это неудивительно: вызовы, выпадающие на долю украинских учителей, все усложняются, а зарплаты не спешат увеличиваться, передает «Наше місто».
К счастью, у нас есть педагоги, которые продолжают работать в школах не потому, что не имеют другого выбора. А по зову своих сердец и по непрестанному желанию самосовершенствования. Дети обожают их уроки и часто благодаря им выбирают свой дальнейший путь в жизни. Именно такие учителя работают в Днепровском лицее №148 «Планета счастья». Здесь каждый педагог – это яркая личность, стремящаяся, чтобы его ученики были тоже такими.
Химия не страшно, а интересно
Ольга Рогожникова шесть раз принимала участие в конкурсе «Учитель года», трижды была победительницей в Днепропетровской области. Ольга Владимировна соревновалась со своими коллегами сразу по двум предметам.
– В 2015 и 2020 годах это была химия, – вспоминает Ольга Рогожникова. – А в 2022-м на всеукраинском уровне заняла второе место как учительница биологии. Не секрет, что предложение об участии в конкурсах у многих педагогов вызывает негодование. Мол, и так нагрузка большая, а тут еще и это. Для меня участие в любом конкурсе связано с возможностью погрузиться в атмосферу единомышленников, желающих учиться на протяжении всей жизни. А также это возможность найти тех, к кому потом можно обратиться за советом. Потому что знать все невозможно, а хочется.
Педагог уверена, что когда она участвует в конкурсах, от этого выигрывают прежде всего ее ученики. В школе Ольга Владимировна работает 28 лет, искренне влюблена в свою работу. Учительница уверяет, что ее ученики знают: химия и биология – это святые науки. К сожалению, у многих из нас после школы остались не очень приятные воспоминания о химии. Ибо страшно и непонятно. Но на самом деле химия может быть очень интересна и наполнена магическими экспериментами.
– На четвертый этаж, где расположен кабинет химии, я лечу как на крыльях, – улыбается Ольга Рогожникова. – В «Планете счастья» я работаю с 2017 года. До этого 15 лет была учительницей в другом учебном заведении, в спальном районе Днепра. А еще раньше 4 года работала на своей малой родине – в Луганской области. Мои учащиеся повсюду проводили эксперименты. Это зависит не столько от материальной базы заведения, сколько от желания учителя.
Лабораторные работы Ольга Владимировна снимает на видео, дети учат пользоваться Инстаграммом и выкладывать туда материалы. Например, недавно они исследовали органические соединения глицерола и глюкозы. Реактивы для такого опыта стоят недорого – так же как Крот, который тоже нужен для этого эксперимента, и медный купорос. А значит очень интересно, поэтому дети сами покупают реактивы и с удовольствием работают с ними.
Критическое мышление важно для детей
У Ольги Буц в этом году выпускной класс – четвертый. Недавно она наконец-то встретилась со своими учениками оффлайн. Кстати, почти все они с начала войны до сих пор остаются дома, в Днепре.
– Конечно, дистанционное обучение для младших классов – это непростое испытание, – отмечает Ольга Александровна. – Но наладить его мы были вынуждены еще во время пандемии ковида. Итак, когда началась война, мои ученики уже были подготовлены. Третьеклассники очень четко выполняли все задания, а родители были благодарны мне за то, что им не нужно заниматься с детьми после работы.
В школе Ольга Буц работает десятый год. Работа с учениками младших классов имеет свои особенности, но учительница ни за что не поменяла бы ее на преподавание в старших классах. Потому что ей нравится внедрять новые методики именно с малышами. Много внимания она уделяет развитию у школьников критического мышления, использует игровые и интерактивные методы.
– Мои ученики очень любят делать проекты, – с гордостью рассказывает Ольга Александровна. – Например, ко Дню моря или ко Дню ученого. Дети распределяются на группы, каждая из которых получает свою задачу. Кто-то выполняет роль фотографа, кто-то занимается видео, а некоторые – берут на себя роль исследователя. Вместе участники группы ищут информацию, а затем один представитель ее сдает. Мы придерживались этого формата даже тогда, когда учились дистанционно. Все равно я давала детям задачи, которые были им интересны. Вроде вырастить зернышки, сделать подставку под карандаши. Таким образом школьники приобретают жизненный опыт, а также умение найти информацию в интернете или библиотеке.
Когда обучаешь учащихся младших классов, невозможно не использовать элементы игры. Именно так поступает Ольга Буц. Сейчас, когда дети наконец-то вернулись в классы, она часто привлекает их к перемене ролей. Она садится за парту, а кто-то из школьников – за ее стол. Детям это очень нравится.
Игры и общение вместо гаджетов
С начала полномасштабного вторжения россии до сих пор Светлана Василевская видит своих воспитанников только на экране. Она является воспитательницей дошкольного комплекса «Планета счастья» и вместе с коллегами мужественно противостоит вызовам военного времени.
— Многие родители не понимали, как детский сад может работать онлайн, — рассказывает Светлана Ивановна. – Но общаясь с теми детьми, которые оставались с нами, мы не столько учили их, сколько играли с ними. Даю малышам много подвижных задач, которые нужно выполнить не у компьютера.
Из-за тех испытаний, которые выпали на долю жителей нашей страны, воспитательница должна ежедневно быть готовой к детским эмоциональным качелям. Да еще очень большое влияние имеют окружающие нас гаджеты. Так что лучший выход – как можно больше занимать маленького ребенка. Интересной игрой, развивающими задачами, откровенным общением. Тогда малыши не будут грустить по родителям или безобразничать.
– Сейчас заинтересовать детей очень сложно, – признается Светлана Василевская. – Поэтому мы, воспитатели, должны идти на разные эксперименты для достижения результата. Я всегда с удовольствием делаю это и очень жду моих любимых воспитанников. Надеюсь, в ближайшие дни мы наконец-то вернемся к нормальным играм и занятиям.
Влюбляет учащихся в биологию
Когда девять лет назад Надежда Пахарчук пришла работать учителем биологии и химии в «Планету счастья», увидела, что дети здесь окружены современными гаджетами. С каждым годом они совершенствовались. Так что стало понятно, что использовать их можно и нужно не только ради игр. Таким образом, появились новейшие методики, благодаря которым уроки становились увлекательными.
– Я очень благодарна директору нашей школы Наталье Владимировне Митиковой за поддержку моих инициатив, – отмечает Надежда Васильевна. – Благодаря этому имею современную лабораторию. Я стараюсь внедрять новые интересные подходы к обучению. К примеру, создаю квест-комнаты или делаю онлайн-пазлы. Я обожаю биологию. Уверена, что любовь к ней удастся передать и детям. Ибо каждый год тех, кто после нашей школы поступает на медицинские или биохимические специальности, становится все больше. «Планета счастья» дарит учителям крылья. У всех учителей очень теплое семейное отношение к детям и к образованию, которое мы им предоставляем.
Надежда Пахарчук пытается преподавать биологию таким образом, чтобы ее учащиеся смогли использовать полученные знания в дальнейшей жизни. К примеру, в направлении здорового питания. У учительницы есть собственный учебный блог со 180 тысячами подписчиков. Благодаря этому блогу Надежда Васильевна стала призером конкурса для учителей. За четыре года блог превратился в целую систему, позволяющую изучать биологию из любой точки мира.
— Во время войны такие предметы как биология и химия приобрели особое значение, — уверена Надежда Пахарчук. – Потому что нам нужно много врачей, реабилитологов, психологов. Я всем своим ученикам желаю хорошего пути, пусть и не всегда простого. Они должны пройти через испытания и стать лучшими.
Фото Валерия КРАВЧЕНКО