Ученики старших классов уже успели забыть: как это учиться за школьными партами, а не перед экраном гаджета. И, конечно, очень соскучились по сверстникам. Журналисты «Наше Місто» выясняли – как адаптируются учащиеся старших классов школ Днепра к смешанному обучению.
Илье тяжело, когда много тревог в день
О том, как происходит адаптация к школе, мы спросили Марию, маму Ильи, который учится в 6 классе школы №67.
« Не могу сказать, что мой ребенок был счастлив вернуться за парту, – говорит она. – Хотя, если честно, я ожидала, что он будет больше ныть по этому поводу. В общем, первые пару недель прошли довольно спокойно, опасалась, что не смогу его поднять в первую смену. Но Илья очень ответственно отнесся к возвращению в школу – сам вставал утром, собирался».
По словам Марии, большинство соучеников Ильи, с которыми он общался, сейчас не в Украине. – Конечно, он был расстроен, что не увидит друзей. Но к нашему классу присоединили еще один. С несколькими ребятами из другого класса, сын нашел общий язык», — говорит мама.
Как рассказала Мария, расписание достаточно комфортное. Ребенок приходит из школы, есть время пообедать, отдохнуть, подготовиться к онлайн-уроку, который начинается в 14.30. Все основные предметы у Ильи проводятся офлайн, онлайн – английский, искусство, иногда история.
По словам Ильи, процесс перехода в укрытие организован достаточно четко: учитель выводит детей в коридор, они выстраиваются и затем уходят в убежище, где каждый класс имеет определенные места.
«Когда много тревог в день, то мне тяжело, – рассказывает мальчик. – Кроме того, что прерывается урок, да еще и в укрытии очень шумно, начинает болеть голова. В укрытии мы в большинстве своем сидим в телефонах, чем младшие занимаются, я не смотрю, может, в Лего играют».
«Несколько раз после тревог мне звонила по телефону медсестра, Илья ходил после укрытия в медпункт с жалобами на сильную головную боль – его отпускали домой, – добавляет мама».
Еще один важный момент в процессе адаптации – за полтора года у детей был потерян коллективный иммунитет, многие школьники, избравшие смешанную форму обучения, болеют.
«Сын рассказывал, что многих одноклассников нет на уроках, у кого кашель, у кого температура, – делится Мария. – А недавно и сам подхватил вирус – неделю на больничном».
Для обучения семья выбрала бумажные книги, а не электронные – считают так удобнее. И не приходится зависеть от электричества – всегда можно открыть учебник на нужной странице и что-то повторить. Как считает мама, можно сказать, что школа вернулась на довоенные рельсы – возобновили сбор денег в фонд класса.
Алексею учиться в школе удобнее, чем дома
Мы также посетили среднюю общеобразовательную школу №78, где дети получают знания до 9 класса включительно. Именно здесь учится Алексей Рудый, учащийся 9-А класса. Мы пообщались с парнем и его мамой, Натальей Александровной.
«По моему мнению, за период карантина и войны все дети, не только мой сын Алексей, очень соскучились по живому общению, – рассказывает мама. – Конечно, когда нам предоставили такую возможность – выбирать форму обучения, то мы, не колеблясь, выбрали смешанную, потому что это способствует более эффективной коммуникации, развитию и достижению результатов».
Парень обрадовался встрече с друзьями за школьной партой. Алексей говорит, что одноклассники очень изменились за время дистанционного обучения – повзрослели и, несмотря на войну, стремятся жить полноценной жизнью.
Возвращение за школьную парту для девятиклассника далось не сложно, ведь он хорошо мотивирован и нацелен на результат. Он говорит, что учиться в школе удобнее, чем дома, ведь есть соответствующая атмосфера, и даже походы в укрытие во время уроков не мешают учиться.
«Я вижу, что у моего сына есть желание быть взрослым и ответственным, говорит Наталья Александровна. – Мы с мужем чем можем помогаем с домашними делами, вроде завтрак подготовить, помочь подобрать одежду и т.д».
Парень учится в первую смену – уроки начинаются в 8:00, а заканчиваются в 14:00. Благодаря такому графику у Алексея достаточно времени на дополнительные занятия, хобби и отдых. Сейчас Алексей дополнительно занимается математикой и английским языком. По словам Натальи Александровны, предыдущий год был очень сложным психологически: – Мы ослабили контроль над учебой и, как следствие, получили низкие оценки в табеле. Этот год, год перед выпуском из школы, решили наверстать. Еще дважды в неделю Алексей занимается плаванием.
Почти все занятия у детей проходят оффлайн. Все учебники, как и раньше учащимся выдали. Исключением стали только книги по английскому, ведь, говорит Наталья Александровна, сейчас учителя идут по более современной программе, чем та, что в учебниках из школьной библиотеки. Также мать отмечает, что деньги в фонд класса или школы родители не собирают.
Алексей не питается в столовой: завтракает дома и берет с собой яблоки на перекус.
В школе есть два укрытия – одно больше по размеру, со многими комнатами, второе поменьше.Оба помещения рассчитаны на большое количество учащихся. Во время тревоги дети быстро собирают все необходимые вещи и вместе с учителем организованно переходят в укрытие.
«Там они либо играют в игры, сидят в телефонах, либо готовятся к следующему уроку, если есть такая необходимость, – рассказывает мама. – Например, сын во время тревоги повторял стихотворение в укрытии. Кстати, учительница заранее подготовила инструкции о том, как и что брать с собой».
Наталья Александровна считает, что такая форма обучения имеет только плюсы, ведь это учит детей приспосабливаться к текущим реалиям жизни, быть мобильными и гибкими.
«Смешанная форма позволяет иметь живое общение со сверстниками и учителями, активный график дня и разнообразие картинок, которые дети видят в течение дня, ведь даже просто шагая в школу ребенок дышит свежим воздухом и наблюдает природу, людей вокруг. Сейчас мы все, наверное, научились ценить такие маленькие радости, – считает она».
Анастасия ТКАЧ, Алина РАШЕВСКАЯ, Татьяна ЗАХАРОВА, Елена ЛЫСЕНКО, Виолетта ЛУЦКОВА.