Многодетная мама, чистюля и просто красавица: в Днепре водитель троллейбуса изменила представление о профессии

dsc 8251

Практически каждый день мы пользуемся общественным транспортом. Но редко когда поездка проходит успешно. Поскольку ты либо становишься свидетелем конфликта, либо выслушиваешь необоснованные упреки водителя и хамство. Но про Ольгу Ломоносову, водителя троллейбуса №20, такого точно никто не скажет. Каждый, кто хоть раз ехал с ней на работу, или возвращался домой, с уверенностью скажет, что это именно тот водитель, на которого надо равняться. Журналист «Наше місто» пообщалась с ней и узнала, как ей удается производить приятное впечатление на пассажиров.

Шок от работы

Ольга работает водителем троллейбуса с 1997 года. Ее мама в свое время тоже посвятила жизнь этой профессии. Но дочь не мечтала об этой работе, думала, что это временно.

«Я думала, что немного поработаю, а потом найду себе что-то больше по душе. Но сложилось так, что каждый раз, когда я хотела уйти, возникали какие-то непредсказуемые обстоятельства, из-за которых мне снова и снова приходилось оставаться», — вспоминает Ольга.

К сожалению, представления у людей об этой профессии еще с советского союза закрепились негативные. Это чумазый человек, с грязными руками, неопрятный, с сигаретой в зубах да и матерится в придачу. В салоне грязь, обшарпанные сиденья и вонь.

«Когда я пришла стажироваться и услышала, что все кругом общаются только матом, а я вообще не матерюсь, это был шок. Конечно, говорят, что в волчьей войне по-волчьи. Но это не про меня. Я переделала их под себя. Слесари у меня выбрасывают сигарету прежде чем зайти в машину», — говорит женщина.

За время работы водителем троллейбуса к Ольге приходило немало девушек. Но они быстро уходили, потому что не могли выстроить стену, которую построила она.

«Они, как и мужчины, начинали курить, материться и тому подобное. Для меня это было недопустимо тогда и остается недопустимым сейчас. Ко мне даже молодые стажеры приходят и с сигаретой в зубах. Говорю сразу: «Докурил, руки помыл и только тогда заходишь». Так же матом кто-то обращается, ты ставишь их на место и они перестают так делать».

Не профессия красит человека, а человек профессию

Сначала Ольге дали старый троллейбус. Но она всегда считала и считает сегодня, что не важно старая или новая техника, главное — какой водитель ею управляет.

«Я сделала этот троллейбус под себя. Чтобы мне было удобно и комфортно там находиться. Первый раз когда выехала на маршрут, было странно и непривычно. Ты не можешь носиться по всем полосам, потому что «привязан» к проводам. Я долгое время работала на старых машинах и они у меня всегда были как красавицы. Даже уже когда новые начали давать, пассажиры заходили и говорили, что в старых было лучше», — сказала она.

Некоторые водители даже отказываются брать после Ольги троллейбусы. Боятся, что не вернут в таком же состоянии.

«Мне когда дают чужой троллейбус, то я захожу в салон в перчатках. Постоянно ругаю водителей, что на твоем рабочем месте должен быть порядок, а не все кругом в мазуте. Если что-то ремонтируешь, то надевай перчатки. А не потрогал, например, колесо голыми руками, а потом с этими же грязными руками садишься за руль. Так не должно быть. Ну не должен водитель выглядеть как бомж-колядун. Надо выглядеть достойно. Не надо по-богатому. Но можно опрятно. Чистенькая кофточка (пусть ей и 20 лет будет), штаны, туфли или кроссовки. Главное, чтобы все было выстиранное и не в дырках. И не надо больше ничего. Когда ты выглядишь опрятно, то к тебе же и относятся соответственно», — уверяет водитель со стажем.

Ольга говорит, что сейчас желающих получить эту профессию стало больше. Потому что это стало модно. А раньше было наоборот.

«Я всегда стеснялась того, что я водитель троллейбуса. Никогда не гордилась этим. Сейчас все иначе и это прекрасно. Молодые люди с восторгом идут получать новые знания. Им это интересно».

Все удивляются и до сих пор

Люди всегда очень удивлялись, когда видели Ольгу за рулем троллейбуса. Такая маленькая девочка управляется с такой махиной. Но это было тогда. Сейчас уже не так бурно реагируют на женщину за рулем. Однако, говорит Ольга, когда День вышиванки, то люди все равно люди обращают внимание на водителя в вышиванке, делают комплименты.

«Когда я получила новую машину, я не могла работать. Люди не проходили с передней площадки, а стояли возле меня и разглядывали в окно. Кондуктор не могла их разогнать, настолько всем было интересно наблюдать, как такая маленькая девочка справляется с троллейбусом. Было раз мужчина в возрасте ну прямо висел надо мной. У меня дверь была открыта и я у него спрашиваю: «Мужчина, что-то не так». А он говорит: «Да вы так на эти педальки нажимаете, как на пианино играете. Я просто сам водитель со стажем, но такого еще не видел», — вспоминает Ольга.

Обращают внимание и на состояние салона.

«Часто заходят и спрашивают, «а чего у вас так чисто», «а почему у вас здесь так пахнет» и тому подобное. Я всегда открываю 3 двери, когда большинство водителей — только две. Это пассажиров тоже удивляет. Всегда становлюсь ровно под бордюр, при необходимости, опускаю пандус. Наши люди к такому не привыкли. А я иначе не могу».

В каком бы коллективе она не работала, везде удивляются, что она водитель троллейбуса.

«Я когда-то на 12-м маршруте работала, на старом троллейбусе. Стала на остановке и побежала быстренько в «лоток» попить кофе. Так мне не давали кофе, пока не убедились, что я действительно водитель троллейбуса, — вспоминает Ольга. — Женщина по пояс вылезла в то окошко, осмотрела меня с ног до головы и только потом я получила свой кофе».

Всегда надо оставаться человеком

Но все равно, по словам Ольги, люди сейчас больше обращают внимание на манеры, на общение. Пассажиры не привыкли слышать в общественном транспорте слова вежливости, уравновешенный диалог без использования нецензурных слов.

«Ссориться с пассажирами — не мое. Я всегда хладнокровно отношусь ко всем конфликтным ситуациям и стараюсь решить вопрос спокойным диалогом, не ведясь на провокации. Таким образом удается избежать скандала. Неоднократно, будучи пассажиром, была свидетелем наглости водителей. Когда он смотрит в зеркало заднего вида и кричит кому-то «эй ты, быдло» или что-то в этом духе. Ну какое будет отношение к такому водителю? Конечно же отрицательное. Более того, из-за таких водителей люди считают, что все такие. Поэтому и удивляются, когда с ними общаются нормально, без агрессии, без хамства и с улыбкой. Мы — обслуживающий персонал. Мы не имеем права ужасно обращаться со своими пассажирами», — отмечает водитель троллейбуса.

Люди очень удивляются, когда ее долго нет на маршруте. Потому что для них другие троллейбусы ездят не так. Не ждут, пока кто-то поднимется, фыркают, когда надо поднять пандус, не хотят открывать все двери и тому подобное.

«Я не могу не взять пенсионера или какого-то нетрезвого мужчину. Да, они не заплатят, а я не заработаю денег. Но ведь это моя работа — возить людей. Пусть хоть и весь салон пенсионеров будет. Я все равно обязана их везти. Это лучше чем ссориться с ними, тратить свои нервы, портить себе настроение. Потому что ситуация же от этого не изменится».

Ольга вспоминает, что во времена, когда она только пришла в эту профессию, было всего 3-4 человека, которых можно было ставить в пример. Которые не матерились, которые не пьянствовали постоянно, всегда здоровались, были опрятно одеты и тому подобное. И она на них старалась равняться. Женщина отметила, что сейчас таких людей больше, потому что за этим стали больше следить, делать замечания.

Война и блэкаут

В день, когда началась полномасштабная война, она собиралась в четыре утра на работу.

«Мне позвонили и говорят: «Не иди на работу, потому что началась война». А я говорю, что я уже накрасилась и собираюсь выходить. В смысле не идти на работу! Мой мозг не осознавал тогда, что происходит, — вспоминает начало масштабной войны Ольга. — Я пришла на работу, нам сказали «Выезжаем по расписанию!». И мы выехали, и мы работали. Очень страшно было, когда за мной упала ракета. Это произошло 10 октября прошлого года».

В момент падения ракеты Ольга должна была прибыть на Янтарную. Но ее спасла ссора с водителем автобуса.

«Он перекрывал движение и не давал мне нормально стать под бордюр, чтобы я могла открыть 3 двери. Я разозлилась, начала нервничать, объехала его по второму ряду. И получилось так, что я проехала тот отрезок маршрута на 2 минуты раньше. И за мной сразу произошел взрыв, я увидела его в зеркало, а потом упала ракета, — вспоминает тот страшный день водитель троллейбуса. — Люди начали кричать и паниковать, требовали остановить троллейбус. Я, как могла, припарковалась на обочине. Сеть оборвалась. Все выбежали из салона, кричали, у всех паника, мы с кондуктором тоже в панике. Через несколько минут люди успокоились и начали спрашивать, не повезу ли я их дальше. Они увидели, что троллейбус имеет автономный ход. Начали возвращаться обратно в троллейбус. Связи с диспетчером не было. Что делать — неизвестно. Мы в такой ситуации были впервые. Я культурно попросила людей покинуть салон, закрыла троллейбус и ждала, пока появится связь».

Новини Дніпра: Річниця ракетного удару на Калиновій у Дніпрі

Когда удалось связаться с диспетчером, он спросил, сможет ли она доехать до Калиновой, где есть напряжение. Автономный ход в троллейбусе был только аварийный, для объезда препятствий, например. И она поехала, на маленькой скорости. Воздуха ей едва-едва хватило доехать до гаража.

Блэкаут ее застал на Левобережном.

«Я пошла домой на обед и когда возвращалась обратно, моментально все выключилось. И трое суток мне пришлось ночевать возле машины. Сначала затянули в гараж машины, которые застряли в дороге, а уже потом те, что были на станции».

О детях, победе в конкурсе и популярности

У Ольги есть трое детей. Старшая дочь уже выучилась в ДГУВД на следователя, средняя уже заканчивает магистратуру. Учится на реабилитолога. А самый маленький, сын, учится в 11 классе. Детей мамина профессия не интересует вообще.

В 2011 году Ольге пришлось принять участие республиканском конкурсе водителей троллейбуса.

«Я тогда только из декрета вышла. И меня спрашивают, не хотела бы я принять участие. А я говорю, у меня ребенок грудной, мне что, заняться нечем. Из любопытства спросила, что там надо делать. А мне сказали, что будут давать освобождение от работы на время соревнований. Я и согласилась, больше времени с ребенком побуду».

И так случилось, что она заняла I место на том конкурсе. После того Ольга не могла нормально работать.

«Это же все показывали по телевизору. Еще и сделали акцент на том, что победила в вождении и знании ПДД именно девочка. Чуть ли не каждый пассажир обращал на меня внимание. «Мы вас видели», «это же ее показывали по телевизору» и так далее. Даже на улице меня узнавали. Так было в течение нескольких лет. Сейчас уже подзабыли об этом, наконец».

Готовит вкусно и ездит на велосипеде

«Я люблю движение», — говорит Ольга. Имея автомобиль на работу она ездит на велосипеде. Поскольку водитель — это преимущественно сидячая работа. Спина не выдерживает таких нагрузок.

«Поэтому я и катаюсь на велосипеде. А когда уже становится достаточно холодно, то хожу пешком, чтобы хоть как-то оживить свой организм после рабочего дня. Я люблю заниматься спортом, но не могу, из-за своего рабочего графика. Встаю в четыре утра, в 5 уже выезд на маршрут и только в девять я возвращаюсь домой. У меня просто нет времени на поход в спортзал».

В свободное время Ольга любит готовить. Главный ее принцип — чтобы было что-то необычное.

«Люблю экспериментировать и чтобы все хорошенько было. Обожаю выпекать сладости. Сама не ем, не люблю. Но этот весь процесс мне очень нравится. Муж постоянно удивляется, зачем я вот наготавливаю. А я приготовлю, а потом раздаю, сама даже и кусочка не ем. Могу только попробовать, получилось ли такое, как я хотела. У меня вообще все должно быть красиво. Даже когда еду насыпаю, то мне важно, в какую посуду я кладу еду».

Такой подход, как видите, у Ольги и к работе. Все должно быть на высшем уровне.

«На Новый Год, например, украшают салоны троллейбусов, а у меня должно быть иначе, по-моему. У меня есть свой вкус и я хочу чтобы мне нравилось то, что вижу», — рассказала женщина.

Фото Владимира Федорищева и из архивов героини

Поделиться: