Война продолжает причинять боль, отбирая самое ценное, в частности – здоровье. За время боевых действий в Днепре создан уникальный городской реабилитационный центр. Команда учреждения, состоящая из врачей и широкого круга специалистов других направлений, заново учит людей с тяжелыми травмами и болезнями ходить, пользоваться предметами быта, возвращаться к полноценной жизни, пишет сайт «Наше Місто».
Подводя итоги 2023 года, мэр Днепра Борис Филатов подчеркнул, что этот сверхсложный год наш город прожил как ключевой военный, транзитный, гуманитарный и медицинский хаб. Как прифронтовый город, обеспечивающий надежный тыл Силам обороны, потому что работает устойчиво и слаженно, понимая приоритеты военного времени. Днепр продолжает лечить раненых и помогать им возвращаться к нормальной жизни.
— На городские больницы в этом приходится самая большая нагрузка, — акцентировал Борис Филатов. — Но опыт Днепра в доказательной реабилитации сейчас один из лучших в Украине. Это подтверждает уполномоченный президента. Об этом говорят в профильных министерствах. Этим восхищаются иностранные послы и дипломаты, системно посещающие город. У нас работает обновленный Реабилитационный центр. В нем есть самое современное оборудование. Есть многопрофильная команда врачей. С начала полномасштабного вторжения здесь уже помогли почти 2,5 тысяч человек. Военным и гражданским. Этот результат ценен. Здесь, в мирном городе, наши медики готовы ко всему.
В городском реабилитационном центре ежедневно ставят на ноги наших защитников после тяжелых травм. С каждым пациентом работает целая команда медиков, состоящая из врачей физической реабилитационной медицины, физических терапевтов, эрготерапевтов. А также логопедов, психологов, социальных работников.
Каждый пациент – легенда
Денис из Новомосковска, ему недавно исполнилось 32 года. Парень потерял ногу после ранения в августе на Харьковском направлении.
– Это произошло в Купянске, – вспоминает он. – Ранение получил не в бою, а прямо возле магазина. Мы с ребятами отдыхали, и вдруг «прилетело». То ли дрон был, то ли снаряд – не знаю. Что было дальше – плохо помню. Только вспоминаю, что меня увозили на машине. Сейчас я уже в третьей больнице. Первая была в Харькове, там мне сделали ампутацию правой ноги. Еще обломками было изрублено тело.
О реабилитационном центре в Днепре узнал от волонтеров. Сказали, что один из самых лучших в Украине. Так что боец уже второй месяц подряд проходит здесь реабилитацию.
– Денис попал к нам очень слабым, – рассказывает Никита, ассистент физиотерапевта. – Сначала он мог только лежать. Мы много работали над уменьшением боли у этого пациента, а также над увеличением амплитуды. Ездили с ним на протезный завод. Сейчас Денис тренируется ходить с протезом.
В этом заведении реабилитация для Дениса скоро закончится. Специалисты на протезном заводе будут дополнительно подгонять под его потребности постоянный протез и научат ходить на нем.
Физиотерапевт Дарья говорит, что Денис не сразу стал доверять врачам. Пришлось поработать над этим. Но через неделю встал на костыли, сейчас он уже свободно с ними передвигается.
– Мы выбирали индивидуальную программу под Дениса, – рассказывает эрготерапевт Анна. — Когда он к нам приехал, он просто лежал. Он не доверял нам, боялся. Но потом, после разговора, мы приступили к работе. Сейчас готовим его на протезирование.
Когда военный в полной мере овладеет тренировочным протезом, будет учиться ходить на постоянном, более профессиональном.
– Я ежедневно делаю упражнения, учусь контролировать вес своего тела, – говорит Денис. – Трудно, но понемногу все получается. Недавно у меня были занятия с тренировочным протезом, это были необычные ощущения. В Центре мне нравиться. Реабилитологи хорошо относятся, поддерживают. Также меня навещают волонтеры и мама.
Кроме медицинской поддержки, защитники Украины часто нуждаются в помощи с оформлением документов. От того, насколько правильно и быстро это будет сделано, часто зависит их дальнейшая жизнь.
– Денис обратился ко мне, потому что у него отсутствует справка об обстоятельствах ранения, – отмечает Екатерина, социальный работник реабилитационного центра. – Мы обратились вместе в часть, где он служил, но пока это не дало никаких результатов. После этого предприятие, на котором работал Денис, пообещало нам сделать адвокатский запрос. Поэтому ждем положительного ответа.
Такие документы нужны для того, чтобы Денис попал в центральную базу людей с инвалидностью. А после этого будет возможность сделать ему протезирование за счет государства.
Реабилитируют не только после ранений
Сергей из Каменского защищал Украину с 2014 по 2015 год. Когда началось полномасштабное вторжение, уже 23 февраля 2022 года прибыл в военкомат и снова вступил в ряды защитников независимости нашего государства. Сергей воевал под Торецком, Угледаром и Марьинкой.
Жена Сергея военный медик и тоже служит на передовой, а трое их детей остаются дома в Каменском с бабушкой и дедушкой.
С ранениями везло – ничего серьезного, но травмы случались регулярно, длительные переохлаждения, игнорирование необходимости обращаться к врачу, когда донимает боль в ранее травмированных конечностях, привели к сильному воспалительному процессу в тазобедренных суставах. Сергей больше не мог выполнять боевые задания и был направлен в Днепровский реабилитационный центр.
– Сергей у нас уже второй раз, – говорит Вячеслав, физический терапевт отделения физической и реабилитационной медицины. – Первый раз мы лечили плечевой сустав и сильные боли в поясничном отделе. После реабилитации боль в пояснице прошла, но при обследовании выяснилось, что оба тазобедренные суставы поражены коксартрозом. Мы всегда проводим реабилитацию, пытаясь вернуть максимум функций при минимуме вмешательства. После реабилитации Сергею стало значительно легче, но боль в правом суставе оставалась очень сильной – на 8 из 10 баллов. Было решено провести оперативное вмешательство. После эндопротезирования 2 недели пациент отдыхал дома, но даже тогда он выполнял определенные упражнения – это обязательное условие выздоровления. Сейчас он поступил на курс послеоперационной реабилитации. Основная задача восстановления полной ампилтуды движения в тазобедренном суставе. Вторая задача вернуть к активности без дополнительных средств реабилитации – костылей. Третье – лишение болевого синдрома. Учитывая, что долгое время Сергей не лечился, а лишь снимал симптомы обезболивающими препаратами – сустав сильно деформировался, это повлияло на состояние других тканей. Теперь избавиться от болевых ощущений возможно и не удастся полностью, но при умеренных нагрузках функция должна быть восстановлена полностью.
Сергей выполняет упражнения под руководством Вячеслава, движения медленные, но уверенные.
– Физиотерапевты прописывает схему лечения и здесь мы все выполняем под наблюдением, нас одних не оставляют, помогают на каждом этапе, – рассказывает Сергей, – Не то чтобы было тяжело – скорее неприятно, ведь болевые ощущения еще присутствуют после операции. Здесь важно не переусердствовать, если сильно болит отдыхаем. Но понемногу двигаемся в сторону улучшения. В прошлый раз мне очень помогли с плечом. Сейчас я могу поднимать руку, заводить за спину – рука полностью функциональна. До реабилитации я не мог ничего етого делать.
Настроение и вера в то, что реабилитация даст результаты – важная составляющая выздоровления.
– Огромную роль играет настроенность на победу пациента и понимание его родных, — говорит физический терапевт Вячеслав, – Очень часто родственники окутывают раненого своей гиперопекой и уничтожают его желание бороться за свое здоровье. Порой приходится проводить разъяснительную работу с родными. Нужно давать ощутить поддержку близких, но оставить возможность для самостоятельных действий пациента на пути к восстановлению и тогда все получится. Нужно подмечать каждое даже маленькое достижение. Большие шаги это очень хорошо, но мы двигаемся к ним потихоньку.
На вопрос хочет ли вернуться на фронт Сергей утвердительно, но грустно кивает головой:
– Да, конечно, что хотел бы! Надо поскорее изгнать эту нечисть из нашей страны. Однако после эндопротезирования о службе в рядах Вооруженных сил придется забыть. В этом вопросе врачи неумолимы. Вернусь к детям, младшему 9 лет – надо ставить детей на ноги и государство отстраивать уже на мирной территории.
Ногу спасти не удалось…
Курс реабилитации длится от 14 до 21 дня в зависимости от показаний.
Днепрянин Денис получил ранения в сентябре этого года на Запорожском направлении, под Вербовым. Сначала наши ребята отразили штурм орков. Но впоследствии враг начал бить по украинским позициям из артиллерии, запускать дроны. Так что к Денису тоже, к сожалению, прилетело.
– Меня вытаскивал сначала мой побратим, потом подключились бойцы из дружеских подразделений, – вспоминает Денис. – Сначала, меня доставили в больницу в Запорожье. Там выяснилось, что эвакуация длилась слишком долго, турникет был наложен около десяти часов подряд. Так что спасти ногу было уже невозможно – ампутировали.
В Днепре защитник проходит курс реабилитации в течение трех недель. Занятия проходят каждый день. Мужчина делает упражнения на разработку мышц рук, потому что они тоже пострадали, а также верхней части тела. Иногда у него даже есть импровизированные занятия боксом, на которых он отрабатывает удары. Главная цель реабилитации – возвращение к нормальной жизни. Программа для каждого пациента разрабатывается отдельно в зависимости от полученных им поражений.
– Наши занятия с Денисом разбиты на две части, – рассказывает врач-физиотерапевт Дарья. – Первая – это тренировка хотьбы и удержание равновесия, разработка амплитуды движений. Вторая рассчитана на силу мышц верхней части тела. Ведь когда человек теряет ногу, на руки ложится большая нагрузка. Например, когда пациенту нужно подняться, если он упал. Для Дениса будет сделан учебный протез, он будет учиться им пользоваться. Это требует незаурядной сноровки, ведь протез – это не замена ноги, а механическое средство.
Снова учится перезаряжать автомат
Если раненые планируют вернуться на фронт, их заново учат навыкам, которые там понадобятся.
Николай стал на защиту Украины в первый день великой войны, пошел добровольцем. Первые полгода воевал на Донецком направлении, затем – на Запорожском. Там и получил минно-взрывную травму руки от вражеского выстрела гранатомета.
– Это произошло два с половиной месяца назад, – делится Николай. – После эвакуации я попал в городскую больницу в Запорожье, там врачи сделали операцию. Потом была еще одна, но уже в Днепре. Сейчас я прохожу реабилитацию в этом центре. Сначала было впечатление, что это как детский сад: тебя учат элементарным вещам. Сейчас могу сказать, что реабилитологи здесь творят настоящие чудеса. Когда я попал сюда, правой рукой вообще не мог ничего делать. А сейчас ею пользуюсь почти полноценно.
Занятия с реабилитологом мужчина посещает трижды в день. После выздоровления планирует возвратиться в армию. Так что, кроме стандартных упражнений на моторику, ему приходится заново учиться перезаряжать оружие.
– Николай очень трудолюбив, он старается и сейчас имеет большой прогресс, – рассказывает эрготерапевт Регина. – Когда он сюда попал, рука была в очень плохом состоянии, у нее даже цвет был неестественный. Сейчас Николай уже может управлять автомобилем и охотно делает это. Львиная доля успеха лечения состоит в мотивированности пациента. Николай каждый день просит его выписать, рвется на фронт, но работы очень много. Сейчас мы развиваем моторику, убавляем отек на рубце. Также, учитывая специфику пациента и его запрос, на занятиях он тренируется перезаряжать автомат.
Днепр – прифронтовый город, который принимает первым большинство пострадавших от боевых действий. Неудивительно, что именно здесь развиваются новые типы медицинских учреждений, которые помогают снова встать на ноги нашим защитникам и защитницам. Самое современное оборудование и квалифицированные медики выкладываются по полной, чтобы военные и гражданские могли вернуться к нормальной жизни после полученных на войне травм.
$ = jQuery;
var videoBlockTop = $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').offset().top;
var isClose = false; $('body').on('click', '.sticky-video > .close' , function () { $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').removeClass('show-sticky');
if(!isClose) { setTimeout(function () { $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').addClass('show-sticky'); isClose = true; }, 10000); } });
$(document).ready(function (){ // console.log($('figure.wp-block-embed').first().height()); $('figure.wp-block-embed').first().css('height', $('figure.wp-block-embed').first().height()); $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').addClass('show-sticky'); $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').prepend('