Они появились на улицах Днепра уже через три недели после мощного вражеского ракетного удара по местному АТП в сентябре 2022-го и заменили полсотни уничтоженных единиц общественного транспорта. В Днепре уже больше года возят пассажиров коммунальные автобусы. Это гуманитарная помощь Киева, Винницы, Кельна и местных частных бизнесменов, благодаря которой Днепр спасли от транспортного коллапса. Об этом пишет “Наше місто”.
За первый год коммунальные автобусы Днепра перевезли 1,4 млн пассажиров. Из них 45% – льготники.
«Искандер» для местного АТП
В ту страшную ночь, 29 сентября 2022-го, враг нанес удар ракетой «Искандер» по гражданской структуре Днепра. Одним из пораженных объектов стало автотранспортное предприятие. Мощные взрывы слышали почти во всех уголках областного центра. На месте удара возник пожар — горело админздание и автобусы, которые должны были утром выйти на маршруты.
В результате вражеской атаки были уничтожены 48 больших и 6 средних автобусов, еще около сотни – повреждены. Взрыв разрушил ремонтные цеха, административное здание и сервисные службы.
Днепр оказался на грани транспортного коллапса, несколько маршрутов остались без транспортных средств. Впрочем, пассажирские перевозки не остановились. Спасали ситуацию привлечением на пострадавшие маршруты автобусов с других линий.
Было парализовано 12 маршрутов. Часть из них своими автобусами закрыли наши автоперевозчики, — говорит Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта департамента транспорта и инфраструктуры ДМР.
Помогло несчастье
На помощь нашему городу оперативно пришли дружественные мегаполисы Украины. Во многом это произошло благодаря личным усилиям мэра Днепра Бориса Филатова, который последовательно развивал партнерские отношения с коллегами из других городов.
Уже через 10 дней после ракетного удара по АТП Киев передал Днепру 30 автобусов — МАЗы двух моделей, с низким уровнем пола и пассажировместимостью 100 и 150 человек. Они оборудованы пандусами для комфорта пассажиров на инвалидных колясках. Кабины водителей – с системами кондиционирования воздуха. Двигатель и автоматическая коробка передач – производства известных фирм Mercedes-Benz и Voith. К слову, 10 из этих автобусов прибыли в Днепр, загруженные гуманитарной помощью от столицы.
5 больших автобусов нашему городу передал город-побратим Кёльн. Автобусы из Германии оказались очень большими — каждый может перевозить более 160 пассажиров.
Тем временем из Винницы в Днепр отправились еще три городских автобуса большой вместимости — два ЛАЗа и «Богдан».
Семь автобусов Днепру подарили представители местного бизнеса. К примеру, корпорация «Биосфера», что работает несмотря на войну, предоставила несколько современных автобусов для нужд города и горжан.
Эти автобусы уже были в использовании до этого, их средний возраст – 10-15 лет, но они в хорошем состоянии, — добавляет Васючков.
А через три недели после уничтожения автобусного парка первые коммунальные автобусы вышли на городские маршруты.
Таким образом, в Днепре на базе коммунальных троллейбусных депо появилось подразделение автобусных перевозок. В нашем городе муниципальных автобусов не было с советских времен, поэтому предприятию срочно потребовались водители на эти транспортные средства и целый ряд технических специалистов.
Несчастье помогло создать муниципальную автоколонну в Днепре, — рассказывает Васючков. — Когда из-за ракетного удара возник транспортный кризис, стало ясно, что без коммунального парка автобусов городу не обойтись. В первую неделю его существования у нас действительно не было водителей автобусов, за руль садились водители троллейбусов с соответствующей категорией «Д» — это люди, которые могли управлять и троллейбусом и автобусом.
Спасали водители троллейбусов
Мастера ремонтных цехов электротранспорта быстро освоили технические особенности переданных автобусов. Задачу облегчило то, что большинство из них были одной марки с новыми троллейбусами, которые Днепр активно закупал до начала полномасштабной войны.
Некоторым водителям троллейбусов пришлось быстро переквалифицироваться в управление автобусами. Водитель с 15-летним стажем Александр говорит, что для опытных специалистов эта задача не сложная, а скорее интересная.
Габариты я чувствую, — комментирует он. — Это ведь не с легковой машины пересесть. Все достаточно просто. Тем более – автобусы хорошие, на них удобно. И ремонтная база у нас есть. Производят осмотры, замену запчастей. Все работает.
По словам заместителя начальника управления транспорта департамента транспорта и инфраструктуры ДМР, автобусы, которые используются днепровским коммунальным автопредприятием по габаритам такие же, как и троллейбусы. Поэтому управление ими почти одинаковое.
Сложнее всего было с запчастями и техобслуживанием.
Автобусы нужны были еще “на вчера”, а материально-техническая база у нас отсутствовала и мы понимали, что коммунальное предприятие даже для закупки какой-либо запчасти должно объявить тендер, — вспоминает Иван Васючков.- И это было самое сложное, потому что когда приехала большая часть автобусов, действительно, у них были некоторые недостатки и мы исправляли ситуацию за счет их количества — с одного автобуса снимали запчасть, устанавливали ее на другой. В самом начале мы смогли поставить на маршруты 15 автобусов.
Поехали в отдаленные районы Днепра
Полученные автобусы поначалу вышли на усиление маршрутов. Впоследствии были созданы пять новых маршрутов, соединяющих центральные районы Днепра, вокзал с самыми отдаленными микрорайонами, которые не были обеспечены городским электротранспортом, например, Игрень, Мирный, Авиаторское, Краснополье и Камянка (АНД район). Сейчас на маршрутах ежедневно по графику работает около трети коммунальных автобусов, остальные ждут ввода новых маршрутов.
Муниципальные автобусы сейчас курсируют по пяти маршрутам: №7-К; №32-К; №48-К; №75-К; №109-К.
Буква «К» в номере — значит «коммунальный» — собственность города.
Каждый автобус предназначен для перевозки людей с инвалидностью. Внедрена оплата проезда безналичным способом, а движение транслируется в режиме реального времени в мобильном приложении D-transport. Также можно зайти на сайт КП «Днепровский электротранспорт» – там есть полное расписание движения автобусов и их отслеживание.
За счет того, что у коммунального предприятия уже был опыт использования QR-кода и других средств электронной оплаты, мы смогли внедрить это в автобусах, — объясняет Васючков. — Сейчас пассажиры могут рассчитаться через «Приват24».
Льготы без ограничений и доплата за каждого пассажира
После того, как в Днепре было ограничено время бесплатных поездок льготников на маршрутах, обслуживаемых частными автоперевозчиками, коммунальные автобусы продолжают возить представителей всех льготных категорий без ограничений.
По данным департамента транспорта и инфраструктуры Днепровского горсовета, выручка от работающих ежедневно на маршрутах коммунальных автобусов не очень высока.
У нас в коммунальном автобусе перевозка одного пассажира стоит примерно 24 грн, из которых пассажир оплачивает всего 15 грн, остальная часть закрывается за счет городского бюджета, — объясняет Иван Васючков. — Перевозку всех льготников тоже оплачивает городской бюджет.
Муниципальные автобусы стали настоящим спасением для Днепра и уже более года они — удобный и доступный вид транспорта для жителей нашего города.
Ранее мы писали, что в Днепре провели масштабное обновление “Китайской стены”.