В декабре 2023-го Кабинет министров Украины зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №10378, предлагающий ужесточить и усовершенствовать проведение мобилизации. Законопроект вызвал огромный резонанс. Инициативы правительства прокомментировали депутаты, военнослужащие, юристы, обычные граждане. Новые правила мобилизации вызвали массу критики. А уже в начале этого года нардеп Алексей Гончаренко подал альтернативный законопроект о мобилизации. Сегодня в Раде зарегистрированы пять разных версий законопроекта о мобилизации.
Как могут измениться правила призыва? К чему готовится днепрянам? В теме разбирался журналист «Наше Місто».
Альтернативы нет
Практически всё высшее политическое и военное руководство страны высказалось о необходимости активизации мобилизационного процесса.
В конце ноября 2023-го президент Украины Владимир Зеленский призвал внести изменения в систему мобилизации.
— Все в Украине понимают, что в этой сфере нужны перемены, – заявил глава государства. – И это не просто вопрос о количестве тех, кто может быть мобилизован. Это вопрос сроков. И для всех, кто сейчас в армии – для демобилизации – и для тех, кто пойдет в армию.
На итоговой пресс-конференции года Зеленский заявил о предложении Главкома и Генштаба мобилизовать дополнительных 450—500 тысяч человек.
Главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный однозначно высказался о необходимости усиления мобилизации. С Главкомом солидарен министр обороны Рустем Умеров. А глава ГУР Кирилл Буданов отметил, что один только рекрутинг не может удовлетворить потребности армии.
В том, что законодательная власть отреагирует на такую ситуацию не было сомнений. И 25 декабря законопроект №10378 (инициатор Премьер-министр Денис Шмыгаль) зарегистрировали в украинском парламенте.
Законопроект вызвал неоднозначную реакцию как депутатов, так и обычных граждан. Его обсуждение стало первой общественной дискуссией национального масштаба после начала большой войны.
Что предполагает новый закон?
В законопроекте №10378 предлагают уменьшить призывной возраст с 27 до 25 лет, снять бронь от призыва с государственных служащих, работников Бюро экономической безопасности Украины, Государственной исполнительной службы Украины и прокуратуры. Инициаторы законопроекта предлагают отправлять электронные повестки через электронный кабинет призывника, военнообязанного и резервиста или по электронной почте.
Предложено активно привлекать к мобилизационному процессу работодателей и представителей местной власти, а уклонистов вносить в Единый реестр должников. Последнее предполагает запрет на продажу движимого и недвижимого имущества, запрет на получение водительского удостоверения и вождения, запрет на выезд за границу, запрет на получение кредитов, запрет на получение льгот от государства, запрет на пользование денежными средствами. Предложено провести демобилизацию тех, кто отслужил 36 месяцев.
Не прописана четко и ясно ситуация с людьми, имеющими инвалидность. Подлежат ли отсрочке люди с инвалидностью третьей группы?
Законопроект тут же раскритиковали нардепы и юристы.
— Да, мобилизация во время войны – необходима, но она должна быть честной и ее правила ясны, — отмечает «НМ» народный депутат Михаил Соколов. — Конечно, в данном, сыром варианте закон неприемлем. И именно такова позиция партии фракции «Батьківщина». Закон несправедлив, неэффективен, неконституционен. И уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец подтвердил это. Считаю, что обновленный закон о мобилизации важен и нужен, но главное, чтобы его нормы действительно имели практическое значение, были справедливыми и продуманными, а не привели к существенному сокращению прав человека и не превратились в инструменты для создания «электронного концлагеря».
А народный депутат Алексей Гончаренко вообще считает, что предложенный законопроект нонсенс.
— Он неровный, огромный, — констатирует парламентарий. – Не понимаю, зачем все это нужно было записывать в одном документе. Уместней было бы подготовить пакет — штук 10 разных законопроектов. Это было б правильней и логичней.
И нардеп не ограничился одними словами. Он зарегистрировал первый альтернативный мобилизационный законопроект.
Что предлагают изменить
Законопроект № 10378-1 от депутата Алексея Гончаренко предполагает:
- демобилизацию через 18 месяцев (не 36, как предлагает правительство);
- увольнение срочников через месяц после вступления закона в силу (правительство предлагает через 7) и отсрочка от мобилизации 12 месяцев (правительство предлагает 6 месяцев);
- право на освобождение лицам с инвалидностью 3 группы (не только 1 и 2);
- запрет мобилизации лиц с инвалидностью 3 группы;
- отсрочку от мобилизации мужчин с инвалидностью;
- отсрочку для получателей образования, которые учатся и получают уровень выше уже имеющегося (то есть, например, если вы учитесь на магистратуре, а до этого получили степень бакалавра).
Пример Алексея Алексеевича оказался заразительным. Очень скоро в ВР подали еще три аналогичных документа.
Законопроект № 10378-2 от депутата Георгия Мазурашу предлагает изменить некоторые положения правительственного законопроекта, которые имеют признаки отношения к гражданам, «как к рабам».
«Важно привлечь максимальное количество трудоспособных граждан Украины к делу обороны и взлелеянной в мечтах Победе, а не пытаться «совковыми методами» (с позиции «рабовладельческой философии») загонять угрозами и принуждением в армию всех граждан мужского пола, в т.ч. тех, которые по различным причинам не могут/хотят служить/воевать, но могут и должны приносить пользу государству работой на экономику»,— сказано в пояснительной записке нардепа.
Законопроект № 10378-3 от группы народных депутатов во главе с Дмитрием Разумковым, в частности, предполагает:
- исключить нормы, которые фактически переводят на органы местного самоуправления, полицейских и работодателей функции ТЦК;
- сохранить действующие на сегодня основания отсрочки от призыва на военную службу во время мобилизации;
- предусмотреть квоту на бронирование работников патронатной службы в 25% и в органах местного самоуправления в 30%;
- сохранить возраст в 27 лет для лиц, которые подлежат мобилизации;
- гарантированность предоставление ежегодных отпусков военнослужащим во время действия военного положения;
- установить, что базовая военная служба не может длиться дольше 12 месяцев во время военного положения.
Законопроект № 10378-4 от членов депутатской группы «ДОВІРА» предусматривает:
- введение обязательной допризывной подготовки на основе базового и полного общего среднего образования;
- реорганизацию ТЦК (полномочия, связанные с обеспечением выполнения военных обязанностей гражданами Украины, переходят к подразделениям военных частей, а другие полномочия — в местные военные, военно-гражданские администрации.
Внедрение электронных повесток чревато утечкой личных данных
Особое внимание нардепы уделили пункту об электронных повестках. Предлагают их исключить. Такого же мнения придерживаются юристы, полагая, что использование интернет-уведомлений может привести к разглашению конфиденциальной информации.
— Рассылка повесток в ТЦК и СП по электронной почте чревато негативными последствиями, — считает Татьяна Синцова, адвокат. — Электронные системы могут подвергаться сбоям или взлому, что может привести к потере информации или доступу к ней третьих лиц. Важно обеспечить конфиденциальность личных данных. Кроме того, далеко не все военнообязанные имеют доступ к интернету или не обладают необходимыми навыками работы с компьютером. Это создаст проблемы при получении повестки и своевременному реагированию на нее.
Каких перемен ждут военные?
В данном вопросе в приоритете мнение самих военных. Что думают они по поводу предлагаемых инициатив? Каких перемен ждут?
— Армии точно не нужны люди пенсионного или предпенсионного возраста, — рассказывает «НМ» Александр Курбатов, начальник службы по связям с общественностью 128 бригады ТрО ВСУ, который первые восемь месяцев полномасштабного вторжения служил обычным стрелком. – Они просто не выдержат. Боец на передовой несет бронежилет, оружие, боекомплекты. Это необходимо нести 6—8 километров. Потому нужны люди помоложе и физически крепкие. Но мобилизация однозначно необходима, чтобы заменить людей, которые физически и морально истощены. Но важно мобилизованным объяснять, что оказаться на фронте не самое страшное. Там ты не один и имеешь оружие. Страшнее оказаться безоружным один на один с врагом. Это может произойти, если агрессор прорвет нашу оборону. Это уже испытали на себе жители Бучи и Ирпеня.
По мнению Игоря Куликовского, офицера ВСУ, и без новых законодательных инициатив в Украине достаточно законов, которые могут обеспечить проведение мобилизации.
— Я бы предложил гарантировать нормальное выполнение существующих нормативно-правовых актов, – отмечает Игорь Куликовский. – Нужно, чтобы работали действующие законы. Потом их возможно усовершенствовать. Ну, а многое из того, что предлагается — абсурдно. Зачем, например, брать людей с инвалидностью? Увеличение мобилизационного ресурса за их счет противоречит здравому смыслу. Также неуместно говорить о мобилизации женщин. Это же естественно, что на фронте к ним будут относится по-особому. А это помешает выполнению боевых задач.
Закон примут с поправками и доработками
Сегодня можно твердо утверждать, что закон о мобилизации примут. Когда и в какой окончательной редакции не ясно. 10 января он не был вынесен на рассмотрение Верховной Раде. Пока новые правила обсуждаются в парламентских комитетах.
Но, не дожидаясь решения власти, на местах уже участились проверки, представители ТЦК в поисках потенциальных призывников чаще стали навещать спортзалы. Ужесточился контроль при пересечении границы. Даже поползли нелепые слухи о том, что якобы некоторые мужчины начали гримироваться «под стариков» — только б повестку не вручили.
А предложения по усовершенствованию закона продолжают поступать. В частности, депутаты спорят о том, нужно ли предоставить бронь украинцам с высокой официальной зарплатой. Известно же, что деньги для ВСУ обеспечивают налогоплательщики. Поступило предложение мобилизировать по жребию.
— Большинство читателей пишут, что правильный подход к мобилизации – посредством лотереи или жеребьевки, — сказал по этому поводу Тимофей Милованов, внештатный советник руководителя Офиса президента. — Государство случайно определяет день и месяц. Те люди, которые родились в эти дни, мобилизуются, другие нет. В следующую волну мобилизации определят новые даты.
Впрочем, вряд ли такие предложения официально примут. Ну а новые правила мобилизации в ближайшее время появятся. Надеемся, что она помогут армии решить кадровые проблемы и обеспечат социальную справедливость.
Автор Александр РАЗУМНЫЙ.