Чтобы стать на пуанты нужно только желание танцевать и работать над собой, — уверяет меня известный в Днепре хореограф Наталья Демченко. Она «поставила» на пуанты украинский народный танец, придав ему изысканности, и стала автором целого репертуара, который исполняет коллектива классического танца «Подих». Об этом пишет Наше місто.
Старший преподаватель Наталья Демченко ежедневно работает с девушками, которые учатся на отделении народного танца в Днепропетровском профессиональном художественно-художественном колледже. Женщина делает невероятное — большинство ее учениц никогда не имели опыта классической хореографии и не стояли на пуантах, но уже через два месяца обучения они делают свои первые шаги в балетных туфлях с очень тонкой подошвой и твердыми кончиками, которые позволяют танцовщице подняться над сценой.
Мы танцуем стилизованную классику — она легче, ведь в классическом танце очень большие требования к физическому состоянию балерины. Я стараюсь использовать такие приемы, чтобы девушки выглядели прекрасно. Стараюсь у каждой девушки найти сильную сторону — использовать ее так, чтобы на это было приятно смотреть, — объясняет Наталья Демченко.
И это действительно удается, выступления девушек завораживают и заставляют зрителя задерживать дыхание.
16-летняя днепрянка Анна никогда не занималась классической хореографией, ее увлечением были восточные танцы. И только когда девушка поступила в колледж, выяснилось, что она способна овладеть и элементами классического балета.
Когда Наталья Ивановна сказала, что будем стоять на пуантах, я прямо загорелась этим. Это было что-то невероятное, детская мечта. Не могу сказать, что я в совершенстве держусь на пуантах, но танцую и это большой шаг вперед для меня, — говорит Анна.
Свои первые впечатления от пуантов девушка вспоминает, как шок. Как на них можно танцевать?
Впервые когда сняла пуанты, посмотрела на пальцы — сложно. Но я так и представляла это себе. Потом понемногу привыкаешь к этой нагрузке. Если правильно размять стопы, а за этим Наталья Ивановна очень следит, то все хорошо, — говорит Анна.
16-летняя Настя с трех лет занималась воздушной акробатикой и художественной гимнастикой, а сейчас нашла себя в народном танце на пуантах. А вот у ее подруги Алины был опыт и народного танца, и классической хореографии.
У Натальи Демченко, художественного руководителя и хореографа-постановщика коллектива классического танца «Подых», за плечами добротное образование по классическому танцу и 10 лет работы в легендарном академическом народном коллективе «Славутич». Она напоминает, что на самом деле украинский балет, который всегда имел яркий национальный колорит, существует со второй половины XIX века. Но коллектив «Подых» все же стал новатором.
Я смогла из большой балетной формы балетного искусства вынести маленькую форму хореографического номера и благодаря тому, что мы с девушками очень много выступаем, мы популяризируем классику и народный танец. И мы можем в этой маленькой хореографической форме взять те образы, те сюжеты, которые в балетном искусстве не так заметны. В этом мое направление и моя новизна, — говорит педагог.
Девушки из «Подыха» танцуют 13 номеров — ни одного похожего, каждый из них особенный, несет свое настроение, сюжет, свою мысль. Они рождаются из украинских легенд и сказок под музыку украинских композиторов.
Номер «Ой верба, вербиченька» поставлен по легенде, согласно которой влюбленная в казака девушка превращается в вербу после того, как отец не позволил ей выйти замуж за любимого.
Это общий образ девушки, которая превращается в дерево. Есть много легенд о том, как девушка превращается то в вербу, то в калину, — добавляет Наталья Демченко.
«Подых» был основан в 2016 году, а 28 февраля 2022-го должен был отпраздновать свое пятилетие, но этому помешала война. Она не только лишила юных танцовщиц первого юбилея ансамбля, но и усложнила обучение — долгое время студенты работали дистанционно. Также стало сложнее ездить на фестивали, где «Подых» всегда имел успех. Сейчас девушки ограничены выступлениями только в Днепре.
Ранее мы писали, как в Днепре работает уникальная хореографическая школа.