ЕКСКЛЮЗИВ Фронт на передовой и в тылу: как массовая мобилизация водителей мусоровозов повлияла на вывоз отходов в Днепре 

v

Рабочий день днепрянина Олега Сагайдака начинается в 4:00 утра и иногда длится 12 часов. Бывает приходится ночевать на работе, чтобы утром снова сесть за руль крупногабаритной машины. Речь идет о мусоровозе. Кажется, ничего необычного — ежедневный быт нашего города. Между тем, Олег — высококвалифицированный водитель. Такие очень нужны на фронте, а в тылу его тоже не каждый может заменить. Во время войны в Днепре сложился дефицит водителей мусоровозов: почти 50 процентов сотрудников КП «Экология Д» мобилизованы и защищают Украину на передовой. В условиях нехватки рабочих рук город-миллионник ежедневно ведет борьбу с бытовым мусором, количество которого за последние полтора года выросло вдвое. Об этом рассказывает «Наше місто». 

Нет праздников и выходных, но КП «Экология Д» держится

Каждый днепрянин хотя бы раз обращал внимание на переполненные мусорные контейнеры. Особенно это было заметно утром 1 января, ведь в выходные и праздники количество бытовых отходов стремительно растет — это всегда пиковая нагрузка на мусороуборочные компании. 

Работники КП «Экология Д» работают почти круглосуточно. Несмотря на любые обстоятельства, первый мусоровоз выходит на линию в 4:20, а последний возвращается на базу в 23:00. 

Мусор — всегда проблема для города-миллионника, а война еще добавляет сложностей в нашу ежедневную работу, — рассказывает Олег Семенко, директор департамента экологической политики Днепровского городского совета. — У нас нет праздников и выходных. Мы работали и 31 декабря, и 1 января. Например, 2 января, в город вышло 30 мусоровозов и 5 звеньев для негабарита.

Он признается, что бывают дни, когда на линии выходят только 25 мусоровозов. Это зависит от банального наличия работников, которые способны водить крупногабаритные машины, от наличия горючего, запчастей, резины, у которой, кстати, износ невероятный. 

Мусоровозов не хватает — по нормативу у нашего города их должно быть до 40, но у нас их меньше, и они ломаются, — объясняет Олег Семенко.  — Нужны запчасти — они все импортные, доставка через границу сейчас проблематична. Поэтому у нас есть машины, которые работают на линии и машины-доноры, с которых снимают необходимые запчасти.

Впрочем, КП «Экология Д» держится. Сотрудники — от руководства до грузчика — понимают, что во время войны лучше не будет.

Призвали около 50 процентов водителей 

На проблемы с накоплением и вывозом мусора обратил внимание городской голова Днепра Борис Филатов. 

Он считает, что на возникновение проблемы особенно повлияли мобилизация сотрудников и задолженность населения. По данным КП «Экология Д», 45 процентов днепрян сейчас не платят за услуги по вывозу мусора.

Еще при моей первой каденции одним из ключевых вопросов было решение проблемы с вывозом мусора и стихийными свалками в городе, — прокомментировал ситуацию мэр Днепра. — Мы делали все, чтобы изменить ситуацию. Чтобы были нормальные мусоровозы и контейнеры для отходов. То, что сейчас даже единичные сбои в этой работе становятся такими разительно заметными, говорит о том, что нам тогда удалось. Безусловно, мы видим, что сейчас этот вопрос требует скорейшего вмешательства. Причины того, почему так произошло, известны. Есть дефицит водителей мусоровозов, потому что многих мобилизовали. Вместе с этим, есть задолженность людей за вывоз мусора. Это почти 227 млн грн.

По словам директора департамента экологической политики Днепровского горсовета Олега Семенко, ежемесячно коммунальное предприятие провожает на фронт 2-3 высококвалифицированных водителей.

За время войны призвали около 50% наших водителей. Где-то по 2-3 человека забирают ежемесячно, — говорит Семенко, — Мы ищем новые кадры, но на такие машины замену найти очень и очень трудно.

Для управления крупногабаритными мусоровозами действительно нужны водители-асы. Для них — ежедневное испытание заехать на заставленные припаркованными авто придомовые территории. Не менее сложно проехать по узким улицам частного сектора. 

Если честно, то для работы в КП водителю мусоровоза недостаточно только высокой квалификации. Надо понимать, что придется мириться с напряженным графиком работы. 

График сейчас такой, что они здесь и ночуют, потому что часто невозможно иначе — если они заходят на базу в 23:00 и уже комендантский час, а в 4-5 утра они снова выходят на линию. Изменения у нас такие, что пока ни о каком КЗОТе речи нет, мы понимаем, что всем трудно. Поэтому надо работать так, как складывается. Они здесь и едят, и спят и — снова на линию, — добавляет Олег Семенко.

Погоня за временем и поддержка шутками

Мы с напарником всю смену шутим между собой — чтобы было веселее. Так складывается, что сейчас мы почти все время на работе. Убираем город, вывозим мусор, стараемся, чтобы было чисто — у нас здесь свой фронт, — рассказывает водитель мусоровоза Олег Сагайдак.

Он пришел работать в КП «Экология Д» уже во время войны и заменил одного из мобилизованных на фронт коллег. В последнее время каждый его день похож на предыдущий.

В 4:00 готовлю авто к выезду, проверяю антифриз, масло, состояние колес, — рассказывает Олег. — После этого прыгаю в машину и погнал работать. Рабочий день складывается по-разному — бывает 8 часов, а бывает работаешь и более 12 часов. Все зависит от загруженности, района. На праздники мусора очень много. 1 января вывезли более 20 тонн.

В течение дня на работе складываются разные ситуации — от пробития колеса до невозможности проехать заставленными автомобилями дворами. Все это — потеря времени, которое обязательно надо догнать.

Во дворах самое сложное, когда машины паркуют и ты просто не можешь проехать, доходит до того, что мы делаем фото, сбрасываем диспетчерам, как доказательство того, что на этом участке мы проехать не можем, — объясняет водитель мусоровоза. — Разворачиваемся и едем дальше, а потом поступают жалобы от жителей. Тогда диспетчеры показывают им фото перегороженного проезда.

По его наблюдениям, не все жители Днепра уважают труд тех, кто ежедневно убирает мусор. 

Хотелось бы, чтобы в голове у людей что-то переключилось, чтобы они в баки перестали бросать строительный мусор, унитазы, кресла, доски, диваны, — говорит Олег. — Если человек дома делает ремонт, то пожалуйста, найми машину и вывези этот мусор. Это не так дорого стоит. А когда они начинают все это засыпать в баки, конечно, ломаются и контейнеры, и гидравлика — техника не рассчитана на такой вес.

Он даже обратился с просьбой к горожанам и попросил их завязывать свои пакеты с бытовыми отходами, аккуратно складывать их возле контейнера, если вдруг мусор не вывозят по графику. Так его будет легче убрать.

Я хотел бы, чтобы площадку для баков облагородили, потому что есть баки, преимущественно в частном секторе, которые стоят в земле, — говорит водитель. — Туда трудно подъехать, колеса забиваются землей. Если площадку привести в порядок, то будет у нас меньше поломок.

Количество мусора в войну выросло вдвое

Во время войны в Днепре вдвое возросло количество накопления мусора. По данным КП «Экология Д», если до войны за сутки вывозили 700 тонн мусора, то сейчас — 1400 -1500 тонн.

Город очень большой, очень много мусора, — констатирует Олег Семенко. — Норма накопления мусора возросла и наплыв людей увеличился. Также возникают, связанные с войной, форс-мажорные ситуации — и это мы тоже должны вывозить.

Обслуживает Днепр только один мусорный полигон, который расположен неподалеку от Криворожской трассы. Там утилизируют и захоранивают бытовые отходы днепрян. Война заставила городские власти отказаться от планов строительства мусоросжигательного завода — в условиях военного положения невозможно найти инвестора.

Сейчас в Днепре установлены 6-7 тыс баков, среди них очень много испорченных руками вандалов. Такого количества контейнеров недостаточно для города-миллионника, поэтому городские власти решили увеличить парк контейнеров с системой «Мультилифт», которые предназначены для сбора и вывоза больших объемов отходов. Один такой контейнер способен вмещать 20 кубов мусора. 

Таким образом может быть уменьшена нагрузка на автотранспорт, расходы на горюче-смазочных материалов, износ машины, — объясняет Олег Семенко. — Баки собираемся закупить уже в этом году. По мусоровозам — по инвестиционной составляющей мы получили несколько машин, но они стали вместо тех, что сломались. Для ремонта нужно много времени, ведь запчасти из-за границы пока невозможно доставить.

Бизнес без лицензии

Днепр обслуживает не только КП «Экология Д». Существуют также несколько частных компаний по вывозу мусора. Их работой городские власти недовольны, но в департаменте экологической политики Днепровского горсовета считают, что во время войны не время выяснять отношения. Объективно, частники определенный объем мусора все же вывозят.

Этот вид деятельности не требует лицензирования, поэтому появились у нас серые перевозчики, которые не очень профессионально выполняют свои обязанности,- объясняет Олег Семенко, директор департамента экологической политики Днепровского горсовета. — Это есть, но для того и существует «Экология Д» — легитимный перевозчик, который подбирает хвосты после всех. Город должен быть чистым.

Чистота зависит от каждого

В условиях войны городские власти Днепра делают все возможное, чтобы обеспечить вывоз мусора. Однако, для решения проблемы в полном объеме необходимо, чтобы жители нашего города ответственно относились к обращению с мусором и осознавали, что чистота города зависит не только от работы коммунальных служб, но и от их собственного сознания и поведения.

Такого же мнения придерживаются и водители мусоровозов и руководители КП. Они уверены, что любой житель Днепра, за редким исключением, способен донести до контейнера пакет со своим мусором. Но почему-то так поступает не каждый.

Хотелось бы, чтобы днепряне свои пакеты с мусором все же доносили до баков, а не бросали, где заблагорассудится, — говорит Олег Семенко. — Сейчас я проехал по городу — улица Надежды Алексеенко, улица Савченко — ну выбрасывают мусор, не донося его до баков 5-6 метров. Для этого существуют мусорные площадки. Складывайте его, пожалуйста, туда, а мы будем их очищать. Это наша нормальная работа, которую мі віполняем при любіх обстоятельствах.

Ранее мы писал о том, что в Днепре устанавливают первые 200 окон после ракетных обстрелов 29 декабря.