ЕКСКЛЮЗИВ Как дети учились, несмотря на войну: итоги работы сферы образования Днепра за 2023 год

zahlavnaia kartynka na sait nm ynfohrafyk uchenyky

Прошлый год стал очередным вызовом для малышей, школьников и студентов Днепра. Образовательные потери, которые стали неизбежны сначала из-за пандемии коронавируса, а затем – из-за войны, подтолкнули педагогов и власть к достаточно сложному решению. В школах создавались простейшие укрытия, благодаря чему стало возможным смешанное обучение, пишет «Наше місто«.

Дети наконец-то сели за парты

Естественно, это было непросто. Все лето родители в школьных чатах и соцсетях обсуждали, насколько целесообразно и безопасно учиться очно. Что только не писали противники этой формы: от «у вас, пожалуй, есть лишние дети» до «а кто будет отвечать, если туда прилетит?» Но желающих получать знания в школе или вузе не дистанционно, оказалось достаточно много для того, чтобы этот формат был утвержден как один из возможных. То, что смешанное обучение было взвешенным решением, подтвердил и мэр Днепра.

  – Благодаря обустроенным укрытиям, мы возобновили привычный формат работы многих образовательных учреждений, – отметил в итоговом отчете Борис Филатов. — Школ, в том числе спортивных и художественных, и детсадов. Большинство родителей поддержало такое решение. При этом также сохраняется возможность обучаться онлайн и по смешанной форме. Потому что пока наши Силы обороны борются за будущее страны, в ее мирных городах растет фактически потерянное поколение. Дети, чье детство испортил сначала ковид, а затем и полномасштабная война. Поэтому это взвешенное решение.

В начале учебного года 53% родителей предпочли очное обучение детей. Сейчас в нашем городе сочетается смешанное, очное и дистанционное обучение. В 13 учреждениях образования родители полностью выбрали очную форму. Есть отдаленные заведения, где нет укрытий, но родители очень хотят, чтобы их дети учились очно. В таких случаях организован подвоз детей в школы за средства городского бюджета. Полностью онлайн учатся учащиеся в 32 днепровских школах. Таков был выбор родителей.

Так какой же формат для обучения лучше – очный или дистанционный? На этот вопрос у каждого — собственный ответ, который верен именно для него. Действительно, прервать общение с учителем во время тревоги и пересесть на диван, выпить чаю кажется удобнее, чем одеваться и бежать в школьное укрытие. Но безопаснее ли?

— Когда дети идут в укрытие, они могут провести время там с пользой, – подчеркивает Елена Яковенко, заместитель начальника управления образования Днепровского городского совета. – Если они смотрят в телефоны, это может быть связано с образовательным процессом. Развлечения в укрытиях должны быть познавательными. Есть школы, где дети в укрытиях делают окопные свечи или влажные салфетки для наших защитников. В любом случае, я считаю более безопасным для детей, когда они оделись и спустились в укрытие под наблюдением взрослого. А вот оставить ребенка одного дома в многоэтажке, в которой негде спрятаться, пожалуй, не очень взвешенное решение родителей.

Подводить итоги по уровню знаний школьников пока еще рано. Определенные выводы можно сделать в конце учебного года, после проведения НМТ. Но вместе с тем, офлайн-обучение однозначно имеет свои преимущества.

— Во время онлайн-занятий некоторые ученики даже камеры не включают, – подчеркивает Елена Яковенко. – Учитель не понимает, слушает его ребенок или нет. Некоторые дети могут самостоятельно проработать материал, а другие – нет. И при этом даже не подключаются. Так что таким детям, конечно, лучше ходить в школу. Со второго семестра родители могут выбрать другую форму обучения – сменить смешанную на дистанционную или наоборот. Это их право.

Ремонты в учебных заведениях продолжаются

Несмотря на войну городские власти Днепра ремонтируют учебные заведения: школы, детсады и инклюзивные центры. Первоначально у них обустраивают укрытие, чтобы дети могли безопасно посещать занятия.

Например, в столовой 46-й школы недавно появилось новое качественное оборудование. Его предоставили международные спонсоры. Во время осенних каникул в школе был сделан косметический ремонт в помещении пищеблока: покрасили стены, потолок, заменили освещение. Одна часть оборудования была установлена сразу, а другая – во время зимних каникул.

Для того, чтобы малышам было безопасно находиться в детских садах, администрация обустраивает подвальные помещения под укрытия.

— У нас уже работает восемь групп, дети находятся здесь четыре часа, — рассказывает Елена Новохацкая – директор детского сада № 163. – Они очень любят его, спускаются сюда как в сказочное царство!

  Конечно, в таких укрытиях есть все, что необходимо для быта малышей. Это питьевая вода, туалеты, аптечка. А также все для развлечений – игрушки, настольные игры. Воспитатели с помощью городских властей делают все, чтобы дети во время воздушных тревог не испытывали стресса. А относились к спуску в укрытие, как к интересной игре или квесту.

Недавно завершился ремонт укрытия в инклюзивно-ресурсном центре №2. Здесь учатся дети с особыми образовательными потребностями. Теперь в нем учитываются инклюзивные особенности воспитанников. Например, в укрытии есть санузел для людей с инвалидностью, которые передвигаются на колесном кресле. Скоро здесь также появятся специальные пандусы на лестнице.

— В центре была установлена входная и выходная металлическая дверь, сделано освещение – как основное, так и аварийное, — добавляет Владислав Олиферук, представитель технического отдела департамента гуманитарной политики Днепровского городского совета. – Есть вентиляция. Обустроены санузлы, места для сидения. Также были произведены запасы воды. Площадь этого хранилища – 200 кв. м. Сейчас оно отвечает всем требованиям ГСЧС.

Еда в школах стала вкуснее, но возможна монетизация

В начале учебного года возникли проблемы с питанием в школах. Из-за войны городские власти решили организовать его с помощью кейтринговой системы. То есть еда не готовится в школах, а привозится туда уже готовой в ланчбоксах. Такие пищевые наборы школьники младших классов, а также льготники до сих пор получают бесплатно.

В сентябре родители днепровских школьников активно жаловались на одного из поставщиков школьного питания, а именно – «Олимпиус консалт», блюда которого были не по вкусу многим школьникам. Особенно детям не понравилась фасоль. Но компромисс по внедрению здорового питания в учебных заведениях и его хороших вкусовых качествах в Днепре был найден. После продолжающегося общения с родителями повара «Олимпиус консалт» откорректировали меню. Сейчас нареканий от учеников и их родителей по поводу школьной пищи почти нет. Вместе с тем может случиться так, что питание для школьников перестанет быть бесплатным – будут внедряться другие формы.

  — Я хотел бы ввести широкую общественную дискуссию о монетизации школьного питания, — заявил Борис Филатов во время своего итогового отчета за 2023 год. – Для меня не секрет, что есть постоянные нарекания. Мы приняли бюджет, все распланировали. Но ведь никто не знает, что будет дальше. Сейчас, в условиях военного положения, городские власти во многих городах, например, Одессе, Черкассах начинают отказываться от оплаты детского питания. Поэтому я хочу, чтобы у Днепра на уровне родительского сообщества, общественности, медиа мы обсудили этот вопрос.

Если предложение мэра поддержат, то городская власть будет компенсировать родителям школьникам льготных категорий стоимость детского питания. А они уже сами будут решать – что давать ребенку в школу перекусить.

Днепряне покорили международные конкурсы

Несмотря на сирены и опасность, многие днепровские школьники показали очень хорошие результаты в учебе. Учащиеся Днепра приняли участие в конкурсах, проектах, форумах и выставках международного уровня.

Так, в конкурсе школьных проектов по экологическим вопросам GENIUS Olympiad Ukraine золото получил НПО №136», серебро – финансово-экономический лицей, бронзу – гимназия №3. На международной научно-технической выставке в Таиланде KIDE первое место было отдано опять- таки финансово-экономическому лицею. Также представитель этого учебного заведения занял первое место в международном фестивале инженерии, науки и технологий I-FEST (Тунис). А еще днепровские школьники заняли в прошлом году призовые места на международных конкурсах в Польше, Румынии, Хорватии и других странах.

По традиции очень хорошо показали себя учащиеся Днепровского научного лицея информационных технологий Днепровского городского совета. Шесть лицеистов получили стипендию Президента Украины. Это победители ІІІ этапа Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук Украины, а также Всеукраинских ученических олимпиад по учебным предметам в 2022/2023 учебном году.

Учителям тяжело, но они справились

За прошедший учебный год появилось немало интересных проектов при поддержке городских властей Днепра. К примеру, некоторые уроки теперь проводятся в коммунальных учреждениях культуры: Музее истории Днепра, Днепровском художественном музее, Музее им. Сидура, библиотеке им. Джона Маккейна, Днепровском планетарии. А еще начала работу городская образовательная платформа «Дошкільнятко». Благодаря ей педагоги и родители могут использовать разные материалы для подготовки детей к школе.

Сейчас многие педагоги успевают не только учить детей, но и заниматься волонтерством. 250 днепровских учебных заведений присоединились к сбору материалов для изготовления окопных свечей. Также около 200 учебных учреждений режут полоски, вяжут сетки и кикиморы. Уже не говоря о носках – их наши педагоги связали около 10 тысяч.

Конечно, учиться и обучать в условиях войны не просто не только школьникам, но и учителям. Но есть и хорошие новости. Начиная с конца прошлого года городские власти увеличили сумму материальной поддержки молодым педагогам. Раньше они получали 2 тысячи гривен ежемесячно, а с 1 декабря – 5 тысяч. Эти деньги выплачиваются молодым педагогам в течение первых трех лет на их первом месте работы.

— Сейчас учителям гораздо труднее работать, чем это было во время полной дистанционки, — не скрывает Елена Яковенко. – Но массового оттока педагогов у нас нет. Большое значение имеет мастерство руководителей учебных заведений, потому что каждый из них знает своих учителей. Кто-то лучше учит детей офлайн, а кто-то – онлайн. Поэтому нужно таким образом спланировать занятия, чтобы было как можно меньше нареканий от учителей типа «я так не могу работать». Большинство директоров школ с этой задачей успешно справились.

Открылись детские сады

Этой осенью постепенно начали открываться детские сады. Сегодня работают около 50. Поскольку дети не могут спать в укрытии, потому что там невозможно установить достаточное количество кроватей, в садах действуют группы кратковременного пребывания – до 4 часов. Обычно родители приводят малышей на 8.30, а в 12.00 забирают домой.

– Из 177 садиков в 81 коммунальщики выполнили текущие ремонты подвальных помещений, – рассказывает Елена Яковенко. – И только 46 имеют сейчас акты от ГСЧС без замечаний. Конечно, не все родители водят детей на занятия, даже если с укрытиями все хорошо. Ибо многим неудобно, что садики работают неполный день. Но поднимать детей во время сна, который мы должны обеспечить, и вести в укрытие, никто не будет.

В общем, малыши довольно спокойно и даже с интересом воспринимают тот момент, когда нужно спускаться в укрытие. Во многих садах они отлично обустроены: там есть игрушки, раскраски, конструкторы. В некоторых – даже музыкальные инструменты и кукольные театры. Поэтому для малышей это как путешествие в сказочное царство. Что ж, таковы реалии нашей жизни.