Коммунальный транспорт Днепра везет пассажиров каждый день в любую погоду. Он всегда убыточен и дотируется за счет местного бюджета. И это не только в Днепре, но и во всех других городах Украины. Несмотря на это, днепровским властям удается удерживать цену на проезд и бесплатно возить льготников в местных троллейбусах, трамваях, метро и коммунальных автобусах. К слову, во Львове уже с 11 декабря проезд в коммунальном электротранспорте подорожал до 20 гривен, а с 1 июня составит 25 грн. А Днепр держится. Об итогах работы коммунального транспорта пишет «Наше Місто».
Мы тщательно заботимся о том, чтобы общественные перевозки работали в нормальном режиме, – рассказал мэр Днепра Борис Филатов. – Сейчас город, к сожалению, не обновляет подвижной состав – по совершенно очевидным причинам. Впрочем, имея мощную ремонтную базу, созданную в предыдущие годы, мы можем удерживать все в приемлемом состоянии. Потому что без нормальной работы транспорта город просто остановится. Более того, весной этого года мы открыли еще ряд коммунальных автобусных маршрутов в отдаленные районы Днепра. Поэтому город выдерживает здоровый баланс – между финансированием помощи Вооруженным силам и потребностями живущих и работающих здесь людей.
54 миллиона пассажиров за год перевезли трамваи и троллейбусы
В этом году троллейбусному движению в Днепре исполнилось 76 лет. Сейчас в нашем городе работает 21 маршрут – это более 200 километров.
Ежедневно 184 троллейбуса выходят на разные маршруты и перевозят более чем 50 тысяч пассажиров. 96 троллейбусов – новых моделей с низкой посадкой, а 14 из них имеют автономный ход.
Еще до войны парк Днепра был обновлен на 96 троллейбусов, –рассказал Владимир Кобец, директор КП «Днепровский электротранспорт» горсовета. – В нем есть современный транспорт, который, не имея напряжения, может продолжать движение на специальных батареях. Все эти троллейбусы оборудованы пандусами для перевозки маломобильных групп населения.
Также ежедневно на улицы Днепра выходят 254 трамвайных вагона.
За 2023 год КП «Днепровский электротранспорт» ДМР перевезено около 54 миллионов пассажиров. Более половины из них (28 миллионов) –льготники, которые пользуются электротранспортом без ограничений.
По данным КП «Днепровский электротранспорт», ежедневная работа трамваев и троллейбусов за год стоит нашему городу один миллиард гривен, а может уже и немного больше, учитывая, что за период войны вырос тариф на электроэнергию.
– Действительно, расходы на общественный транспорт очень высоки, но он выполняет важную социальную функцию – это мобильность населения, за счет чего идут дополнительные поступления в бюджет, – объясняет Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта департамента транспорта и инфраструктуры ДМР.
По подсчетам, себестоимость перевозки одного пассажира стоит около 20 гривен, из которых пассажир оплачивает лишь 8 гривен, остальное закрывается за счет городского бюджета. Перевозку всех льготников тоже оплачивает городской бюджет.
Коммунальные автобусы спасли от транспортного коллапса
Наибольшим достижением 2023 года в области муниципального общественного транспорта Днепра стало появление муниципальных автобусов, которых не было в нашем городе с советских времен. В решении этой проблемы помогло несчастье.
В ночь на 29 сентября 2022 года враг нанес удар ракетой «Искандер» по гражданской структуре Днепра. Одним из пострадавших объектов стало автотранспортное предприятие. Мощные взрывы слышали почти во всех уголках областного центра. На месте удара возник пожар — горело админздание и автобусы, которые должны были утром выйти на маршруты.
В результате вражеской атаки были уничтожены 48 больших и 6 средних автобусов, еще около сотни – повреждены. Взрыв повредил ремонтные цеха, административное здание и сервисные службы.
Днепр оказался на грани транспортного коллапса, была парализована работа 12 маршрутов, которые обслуживались частными автоперевозчиками. Однако пассажирские перевозки не прекратились. Спасали ситуацию за счет привлечения на пострадавшие маршруты автобусов с других линий.
Уже через несколько дней после трагедии в Днепре встречали автобусы, что в качестве гуманитарной помощи нашему городу передали Киев, Кельн, Винница. Еще несколько автобусов передали днепровские бизнесмены.
А уже за три недели после уничтожения автобусного парка первые муниципальные автобусы вышли на городские маршруты.
Таким образом в Днепре на базе коммунальных троллейбусных депо появилось подразделение автомобильных перевозок в составе 44 автобусов. Днепру срочно стали нужны водители на эти транспортные средства и целая линейка технических специалистов.
– Когда автобусы прибыли в Днепр, то у нас действительно не было ни одного водителя автобуса, за руль садились водители троллейбусов с соответствующей категорией «Д» – это люди, которые могли управлять и троллейбусом, и автобусом, – рассказывает Васючков.
Сейчас в Днепре работают пять маршрутов коммунальных автобусов: № 7-К, № 32-К; № 48-К; № 75-К; № 109-К. На них задействована третья часть имеющихся транспортных средств, другие ждут введения новых маршрутов в 2024 году.
Трамваи и троллейбусы ремонтируют ежедневно
Очень большая ежедневная нагрузка лежит на днепровском электротранспорте — это десятки тысяч пассажиров. Ремонт подвижного состава в депо Днепра не останавливается ни на день. Его проводят на базе специализированной вагоноремонтной мастерской КП «Днепровский электротранспорт», что позволяет не нанимать подрядные организации и экономить средства городского бюджета.
– Ремонтируем вагоны разных типов, чешского производства, днепровского, также осваиваем и низкопольные образцы техники на будущее,— рассказал Юрий Карнаушенко, начальник специальной вагоноремонтной мастерской КП «Днепровский электротранспорт». –Капитальный ремонт длится примерно 21 рабочий день. Работают три ремонтные бригады: одна – троллейбусного участка, две – трамвайного.
В 2023 году в Днепре капитально отремонтировали 28 единиц подвижного состава: 25 трамваев и 3 троллейбуса.
Также капитально отремонтировано 156 трамвайных тележек. А средний ремонт сделали для 83 транспортных средств — 54 трамвая и 29 троллейбусов.
– Из-за постановления Кабмина № 590 фактически остановилось развитие городского электротранспорта, – рассказал Никита Керенцев, ведущий специалист КП «Днепровский электротранспорт». – Ограничения использования бюджетных средств не позволили закупать новые единицы подвижного состава, но мы проводим капитальные ремонты. В рамках своих возможностей и законодательства делаем все, чтобы улучшить комфорт пассажиров и качество перевозки.
Ремонтировали аварийные трамвайные переезды
В 2023-м в Днепре активно ремонтировали трамвайные пути и переезды.
– В течение 2023 года проведен капитальный ремонт аварийного трамвайного пути протяженностью около 2 км, — рассказывает Иван Васючков, заместитель начальника управления транспорта департамента транспорта и инфраструктуры днепровского горсовета. — В том числе — 13 переездов. Последним в этом году завершили ремонт трамвайного переезда на перекрестке пр. Дмитрия Яворницкого и ул. Михаила Грушевского. Колея была в аварийном состоянии – последний ремонт здесь выполняли в 2005 году.
Ремонт трамвайного переезда в самом центре города – на перекрестке пр. Яворницкого и ул. Грушевского стал самым заметным для жителей Днепра. Из-за масштабных работ пришлось остановить популярный первый трамвай и перекрыть движение автотранспорта частью главного проспекта областного центра.
– Длина ремонтного участка составила 167 метров в однопутном измерении, из которых 58,5 метров уложены широко плоскостными плитами, а 108,5 м — на классических железобетонных шпалах. Было задействовано 17 рабочих и 8 единиц техники, – добавляет Васючков.
В конце ноября завершили аварийный ремонт трамвайного переезда на перекрестке улиц Павлова и Академика Белелюбского.
– Из-за большого потока не только легковых автомобилей, но и грузовиков переезд был аварийным и нуждался в ремонте, – уточнил Игорь Погорелов, начальник ремонтно-строительного управления КП «Днепровский электротранспорт». – Последний раз такие работы здесь проводили в 1996 году. На этом участке заменили 137 метров трамвайных путей, уложили 60 метров железобетонных плит на самом переезде и 77 метров на деревянных шпалах.
Переселенцы нашли тут работу
В этом году КП «Днепровский электротранспорт» приняло на работу 110 сотрудников из числа внутренне перемещенных лиц. Таким образом в Днепре нашли работу 73 водителя трамваев и троллейбусов из разрушенных войной украинских городов.
– В нашем КП нашли работу такие специалисты из числа ВПО как механики, слесари, электрики, – рассказал Иван Васючков. – Всем сотрудникам предоставлен полный социальный пакет: официальное трудоустройство, оплачиваемый отпуск, при необходимости – бесплатно предоставляется жилье в общежитиях, которые подчиняются коммунальному предприятию. С начала полномасштабного вторжения комнаты получили 34 ВПО, среди которых 14 трудоустроены в КП «Днепровский электротранспорт», а 20 — члены их семей.
Кроме этого КП «Днепровский электротранспорт» предоставляет уникальную возможность всем желающим бесплатно получить специальность водителей трамваев и троллейбусов в «Учебно-производственном центре».
– Ученики получают стипендию, при необходимости — комнату в общежитии предприятия, – уточняет Иван Васючков. – Поэтому предприятие не только предлагает ВПО работу, но и готово предоставить профессиональную подготовку водителя трамвая или троллейбуса с нуля с гарантиями дальнейшего трудоустройства.
Новый дом в Днепре нашла Раиса Лысак, которая сейчас работает кондуктором в троллейбусном депо №1. Из родного Харькова она уехала после того, как вражеская ракета разрушила ее дом. Оказавшись в Днепре, Раиса Лысак пришла в депо искать работу. Здесь ей предложили работать уборщицей, дворником или кондуктором. Она выбрала последнее.
Метро везет и защищает
КП «Днепровский метрополитен» в период войны не только предоставляет услуги по перевозкам пассажиров, а служит местом защиты от вражеских атак.
За 2023 год метрополитен Днепра перевез более 4 млн пассажиров, из которых 1,5 млн – льготники и пользуются метро бесплатно.
С начала войны шесть станций днепровского метрополитена выполняют функцию укрытия для населения во время воздушных тревог. Каждая станция может вместить до 1000 человек.
– С первых дней войны метрополитеном в качестве укрытия воспользовались около 40 тыс. человек, – рассказывает Иван Васючков. – Они были обеспечены мобильной связью, интернетом, запасами питьевой и технической воды. В случае отключения электроэнергии, освещение и вентиляция работают с помощью аккумуляторных батарей и генераторов.
Во время воздушных тревог люди могут спускаться на станции без оплаты проезда и пользоваться ими как укрытием. А в ночное время метрополитен предоставляет беспрепятственный доступ для граждан, если они хотят находиться на станциях даже при отсутствии воздушной тревоги.
Город модернизирует остановки общественного транспорта
Модернизация остановок общественного транспорта – это важный шаг для повышения комфорта и безопасности пассажиров. В Днепре, несмотря на трудности военного положения, этот процесс продолжается почти постоянно. Только в 2023 году в городе появились 25 современных остановочных комплексов. Их пользу днепряне чувствуют ежедневно.
Новые остановки имеют навес, скамейки, столбики и урны-отбойники, что делает ожидание транспорта удобным и безопасным. А современный дизайн комплекса существенно улучшает эстетику города.
Современные остановки – удовольствие недешевое. Они устанавливаются не только за средства городского бюджета. Здесь на помощь Днепру пришли частные инвесторы.
Сразу четыре новых остановочных комплекса появились на проспекте Мира в рамках комплексного ремонта этой части города, которая не видела обновления почти 30 лет и поэтому была в совершенно аварийном состоянии.
Жители проспекта Героев радуются новой остановке общественного транспорта, которая появилась неподалеку от местной поликлиники.
– У меня проблема с ногой, надо опереться или сесть, пока ждешь транспорт, — подтверждает удобство остановки пенсионерка Татьяна Сорокина.
Новые остановки общественного транспорта в Днепре оборудованы всем необходимым для комфортного ожидания транспорта — навес, скамейки, столбики и урны-отбойники. В пользу маломобильных граждан играют тактильная плитка и специальные пандусы.
– Каждую остановку мы поднимаем на 20 см для удобства заезда людей с инвалидностью к общественному транспорту и для других пассажиров, – рассказал Алексей Орешин, ведущий инженер КП «Транспортная инфраструктура города». – Столбики и урны-отбойники могут защитить пассажиров от ДТП. На каждой остановке монтируют крышу, скамейки, устанавливают электронное табло с актуальным временем и датой, цепляют названия остановок и номера маршрутов, которые здесь останавливаются.
Коммунальный транспорт Днепра – важный элемент городской инфраструктуры. Он обеспечивает передвижение людей, а также является важной связью между различными районами города. В 2023 году муниципальные троллейбусы, трамваи и автобусы продолжали работать в штатном режиме, несмотря на военное положение. Это было важным фактором, который обеспечил жизнедеятельность города в условиях войны.
Ранее мы писали об уникальном реабилитационном центре в Днепре, где почти 2,5 тысячи военных снова стали на ноги.