В этом году День железнодорожника, который отмечается 4 ноября, — тридцатый, юбилейный. Профессиональный праздник работников стальных магистралей Украины появился в 1993-м, согласно указу Леонида Кучмы. Но, понятно, что никаких торжеств не ожидается. Большинство железнодорожников отпразднуют свой день на рабочих местах. Работники Приднепровской железной дороги, обслуживающие прифронтовые Днепропетровскую и Запорожскую области, часто работают под обстрелами. Сегодня «НМ» расскажет о мужественных сотрудниках и сотрудницах ПЖД.
Более 1,5 тысячи железнодорожников защищают Украину
Сегодня железнодорожники трудятся в сложных, порой экстремальных условиях – под звуки взрывов, атаки ракет и дронов-камикадзе. Решают задачи – не только грузить, везти, строить и модернизировать, но и спасать, разбирать завалы, ремонтировать и восстанавливать разрушенное. Участвуют в эвакуации и перевозке гуманитарных грузов. С оружием в руках защищают Украину.
— Мы живем, работаем, побеждаем, – говорит Александр Момот, начальник Приднепровской железной дороги. — И справимся с любыми трудностями – как наши отцы, деды и прадеды, предыдущие поколения железнодорожников. За 10 месяцев дорога погрузила более 50 млн тонн грузов. С начала большой войны восстанавливаем поврежденную обстрелами железнодорожную инфраструктуру – пути, контактную сеть, устройства электроснабжения, централизации, сигнализации и связи, здания и сооружения, подвижной состав. Более 1,5 тысячи наших работников защищают страну в рядах ВСУ.
Герои, без сомнения и все те, кто держит железнодорожный фронт Украины.
Экстремалка для Артура Маляренко – норма жизни
Тех, кто работают на Никопольщине с полным основанием можно назвать героями. Еще бы! Враг каждый день обстреливает этот многострадальный район и потому железнодорожники устраняют последствия «прилетов» в бронежилетах. Один из тех, кто постоянно рискует своей жизнью, – старший электромонтер Артур Маляренко.
Коллеги вспоминают, как в ноябре прошлого года Артуру Вадимовичу пришлось в течение нескольких часов ликвидировать повреждение контактной сети, находясь на крыше тепловоза. Это происходило ночью. Увы, такая экстремалка для Артура – норма жизни.
Как и большинство настоящих героев, Артур Маляренко немногословен и о себе рассказывать не любит.
— Такой я человек, – констатирует он. – Ничего особо героического в себе не нахожу. Просто работа такая. Меня с детства тянуло к технике. Окончил в Днепре железнодорожный техникум и работаю по специальности уже 18 лет. Сейчас, понятное дело, проблем предостаточно. Враг постоянно нас обстреливает. Провода рвет. Рабочие смены бывают по двенадцать и более часов.
Надежда и опора для Артура Вадимовича – его семья: жена Юлия и полуторогодовалый сын Андрей.
Руководство железной дороги представило Артура Маляренко к ордену. Без всяких сомнений, заслуженному.
Путеец Петр Любавин ликвидирует последствия «прилетов»
После начала полномасштабного вторжения в Украину работы у железнодорожников прибавилось. Постоянные вражеские обстрелы создают дополнительные трудности. Ликвидировать последствия атак очень непросто.
— На одну из станций было сразу несколько «прилетов», – рассказывает Петр Любавин, старший путевой мастер 2-го участка. – Повредило объекты инфраструктуры, в том числе и железнодорожные пути. Ямы зарывали бульдозерами, потом восстанавливали повреждения вручную. Работы агрессор нам прибавил немало. Но в кратчайшие сроки последствия ударов устранили.
К работе Петру Анатольевичу не привыкать. Стать железнодорожником хотел с юности. Выдержав немалый конкурс, поступил на строительный факультет ДИИТа. Теории всегда предпочитал практику.
– Родители большое внимание уделяли моей учебе, – констатирует путеец. – Отец даже жениться не давал! Говорил: «Диплом получишь, тогда женись на здоровье!». Так и поступил. В 1987-м окончил институт и обзавелся семьей.
У Петра Любавина две дочери. Младшей, Даше, на днях исполнилось 26. Ее муж сейчас на фронте. Вся семья переживает за него.
– Поддержка близких необходима, – констатирует Петр Любавин. – Каждый день дочери звонят: «Папа, как дела?». И с женой постоянно на созвоне. Для меня это очень важно.
У Петра Анатольевича замечательное хобби – подводная рыбалка. В его активе прекрасные трофеи – 16-килограммовые сомы. Вот только времени на полноценную рыбалку не хватает. Зато после Победы удачливый рыболов обязательно добудет свой самый весомый трофей. Килограмм на 100!
Елена Саютина возвращает радость рассеянным пассажирам
Когда-то симпатичная школьница Лена мечтала о путешествиях и новых впечатлениях. И воплотила свою мечту в жизнь: окончила училище, курсы и стала проводницей пригородных поездов. Вышла замуж, родила сына.
— Я счастлива! – делится Елена Саютина. – Работа мне нравится — интересная и живая. Мне нравится общаться с людьми и по возможности, помогать им. Пассажиры частенько забывают в вагоне свои вещи, документы. Вот недавно нашла удостоверение УБД, с большой радостью вернула владельцу. Как-то бабушка забыла в вагоне ноутбук. Для старушки это большая потеря. Когда возвращала технику, глаза пенсионерки светились от счастья. Случаев таких уйма.
Елена вспомнила, что одна из пожилых пассажирок намеренно оставила в вагоне коробку с котенком, чтобы как-то его пристроить. Пристраивать пришлось проводнице. И маленький пушистик обрел новый дом.
Муж и брат Елены тоже железнодорожники. Супруг Евгений работает дефектоскопистом: проверяет исправность рельсов. В феврале 2022-го он сообщил жене о том, что началась большая война.
Я еще спала, и вдруг позвонил муж и сказал: нас бомбят, – вспоминает Елена. – Я в то утро на работу собиралась. Потом наш поселок Степногорск (Запорожская область – авт.) стали постоянно обстреливать и пришлось переехать. Очень надоела война, хочется, чтобы поскорее наступил мир, чтобы не погибали люди, чтобы росли в безопасности дети. Пусть даже пассажиры станут более забывчивыми. Я всегда буду с удовольствием возвращать потери. Только бы был мир!
Алексей Лосяков – дважды доброволець
Алексей Лосяков, монтер павлоградской дистанции пути, дважды уходил добровольцем защищать Украину. Первый раз – еще в 2015 году, когда желание дать отпор агрессору переполнило душу.
— Почему они к нам полезли! – возмущается Алексей. – Мы их не звали, не приглашали. Жили спокойно и свои проблемы решали сами. А тут злобные соседи начали диктовать свою волю! Как такое терпеть!
Через год железнодорожник демобилизовался. Но в 2021-м, еще до начала большой войны, не выдержал и подписал контракт с ВСУ.
26 сентября 2022 года пулеметчик механизированного батальона пехоты, старший солдат Алексей Лосяков получил тяжелое ранение, которого по началу не заметил.
— Прошло полтора часа после того как я сменился с боевого дежурства, — рассказывает Алексей. – И тут начался серьезный обстрел. Стали очень плотно минометным огнем обкладывать. Взрывы все ближе и ближе. Чувствую, что сейчас накроют, надо отходить. Начал перемещаться в сторону более глубокого окопа. Но не дошел пару шагов. Слева прогремел взрыв, и взрывной волной меня кинуло в этот окоп. Поднялся. Вроде, ничего не болит, только шум в ушах и дышать тяжело. Будто палкой по ребрам врезали!
Осмотрел солдата его друг, но ничего подозрительного не нашел: «Вроде целый!». Но под бронежилетом дырка таки обнаружилась. Алексею оказали первую помощь и госпитализировали.
— В Днепре сделали операцию, удалили осколок, который мешал работе сердца, — продолжает пулеметчик. – Потом была реабилитация в Ивано-Франковске. Вернулся в часть, там меня ВВК комиссовала.
Сейчас Алексей продолжает работу на железной дороге. Он — исполняющий обязанности начальника механических мастерских. Здоровье более-менее восстановилось. Но на душе неспокойно.
— Как можно не переживать! – восклицает старший солдат. – Война продолжается. Конца ей не видно. А у меня замечательная дочка подрастает. Маша – ей только 13. Так хочется, чтобы в ее юной жизни не падали ракеты и не свистели снаряды.
Александр РАЗУМНЫЙ.