Как обеспечивается инклюзивное обучение детей-переселенцев: ответили на прямой телефонной линии

mon 2

С начала полномасштабного вторжения России тысячи украинских детей нуждаются в психологической поддержке и индивидуальном подходе в организации образовательного процесса. Об организации обучения для детей с особыми образовательными потребностями рассказали на прямой телефонной линии.

Дети, вынужденные сменить место жительства, также стали частью инклюзивной системы. О том, как сегодня педагоги организуют онлайн и офлайн обучения для детей рассказывали специалисту Директората дошкольного и инклюзивного образования Министерства образования и науки Украины:

Алевтина Лотоцкая — государственный эксперт группы дошкольного образования;
Светлана Нерянова — начальник отдела дошкольного образования;
Неля Корецкая — начальник отдела образования детей с особыми потребностями.

Сегодня во многих школах обучение проходит дистанционно. Предусмотрены ли для детей с особыми образовательными потребностями (ООП) методические материалы, которые они могут использовать на дому?

Министерство ежегодно готовит методические рекомендации по организации образовательного процесса, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями. Эти рекомендации размещаются на официальном сайте Министерства образования и науки Украины. Также на официальном вебсайте МОН размещены рекомендации и практические материалы по особенностям работы с детьми из ООП в условиях дистанционного обучения, разработанные работниками учебных заведений и учеными Института специальной педагогики и психологии НАПН Украины.

Для детей с особыми образовательными потребностями есть вспомогательные средства для обучения (специальные средства коррекции психофизического развития), которые помогают таким учащимся овладеть образовательной программой.

В соответствии с Порядком обеспечения вспомогательными средствами для обучения лиц с особыми образовательными потребностями в учебных заведениях, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 9 декабря 2020 г. № 1289, вспомогательные средства могут предоставляться во временное пользование родителям (другим законным представителям) ребенка из ООП или такому лицу лично (в случае ее совершеннолетия) из договора о безвозмездном пользования материальными ценностями. Тогда их можно брать домой для использования во время дистанционного обучения.

А если таких средств нет?

Они могут быть закуплены за средства государственной субвенции в поддержку ежегодно выделяемых ООП. В 2023 году из государственного бюджета выделено 304,6 миллиона гривен. Частично средства субвенции идут на проведение коррекционно-развитых занятий, частично – на приобретение специальных средств. В 2023 предусмотрены средства только на коррекционные занятия, в то же время закупку специальных средств можно осуществлять, используя остатки средств за предыдущие годы.

Есть ли требования к обустройству школьных укрытий с учетом потребностей детей из ООП и детей в колясках?

В современных условиях вопрос безопасности участников образовательного процесса является ключевым приоритетом Министерства образования и науки Украины. МОН реализует проект «Моя крепость», цель которого создать в учебных заведениях безопасные и комфортные инклюзивные укрытия с современным дизайном. В рамках проекта разработаны рекомендации по обустройству укрытий в учебных заведениях и приведены конкретные планировочно-архитектурные решения (https://fortetsia.gov.ua/#dovidnyk).

Есть пять уровней поддержки детей с особыми образовательными потребностями. На втором уровне предусмотрено наличие ассистента учителя, на третьем – ассистент ученика. Если в классе учатся двое учеников – один со вторым уровнем, второй – с третьим уровнем, то в классе должно быть двое специалистов?

Да, если есть такая потребность. Если ИРС прописывает это. Тогда, кроме учителя, должно быть еще два человека в классе. Ассистент учителя является педагогическим работником, работающим со всем классом и помогающим учителю организовать образовательный процесс, и ассистент ученика, работающий непосредственно с ребенком из ООП, этот работник не является педагогом, он удовлетворяет социально-бытовые потребности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Может ли инклюзивно-ресурсный центр (ИРЦ) определить третий уровень поддержки, но не прописать потребность в ассистенте учителя?

У нас индивидуализированный подход. Специалисты ИРЦ исходят из потребностей ребенка, конечно. Проводится комплексная оценка, изучающая все стороны ребенка — уровень развития и его возможности. И тогда специалисты ИРЦ определяют необходимость в ассистенте учителя и/или ассистенте учащегося. Специалисты ИРЦ – высокопрофессиональные специалисты, пользующиеся методиками мирового уровня, они и определяют потребности учащихся в образовательном процессе.

Согласно законодательству, ассистент учителя обеспечивает личностно ориентированное направление образовательного процесса для учащегося. Типовыми штатными нормативами учреждений общего среднего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Украины 06.12.2010 № 1205, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 22 декабря 2010 г. под № 1308/18603, предусмотрена ставка ассистента учителя на каждый инклюзив. Эта должность вводится, даже если в классе появляется один такой ребенок. Ассистент учителя работает со всем классом и помогает учителю организовывать образовательный процесс, чтобы каждый ребенок получил соответствующее внимание. Ассистент ученика не является работником учебного заведения, он допускается в учебное заведение для удовлетворения социально-бытовых потребностей ребенка с ООП только при необходимости.

Если не хватает в учебных заведениях ассистентов учителя или ассистентов ученика, что делать в этом случае родителям?

Ассистент учителя – это педагогическая должность. Им должен обеспечить руководитель учебного заведения, отвечающий за организацию образовательного процесса. Он производит подбор соответствующих кадров. Его задача – найти специалиста. Ассистент ученика – не педагогическая должность, его не вводят в штат учебного заведения. Это услуга сопровождения во время инклюзивного обучения. То есть, ассистентом ученика прежде всего должен быть социальный работник, который прошел соответствующее обучение. И для того, чтобы обеспечить такого работника, родители ребенка из ООП должны обращаться с соответствующим заявлением в орган социальной защиты населения по месту жительства/нахождения. Это базовая социальная услуга.