Молитва, чаепитие и распродажи: как праздновали Рождество в Екатеринославе

r

В этом году Рождество украинцы будут отмечать 25 декабря. Это связано с тем, что с 1 сентября вся Украина перешла с григорианского на новоюлианский календарь. Поэтому накануне этого большого праздника сайт «Наше місто» расскажет днепрянам, как праздновали Рождество во времена Екатеринослава. Как ни странно, но в те времена приоритеты были совсем другие. Подробно о праздновании нам рассказал днепровский историк Максим Кавун.

Молитва и чаепитие

В связи с переходом на новоюлианский календарь, мы возвращаемся к традициям празднования праздников, которые были до начала ХХ века.

По словам историка, относительно 19 века источников практически не сохранилось. А вот о конце 19 — начале 20 века — есть больше информации. В основном это пресса: газеты «Приднепровский край», «Южная заря» и другие.

Елку ставили в доме накануне Рождества. Украшали яблоками, орехами и игрушками, сделанными собственноручно. В начале ХХ века на елках начали появляться фабричные украшения.

Оказывается, в те времена для екатеринославцев Рождество было главным праздником. И отмечали они его совсем иначе, чем мы сейчас привыкли.

«На первом месте для екатеринославцев стояло празднование Рождества Христова. Всегда на первом месте стояла религия. Это был религиозный менталитет горожан, его исповедовали все. Поэтому Рождество намного перевешивало Новый Год. И Рождество же начинало цикл рождественско-новогодних праздников. 24 декабря вечером все екатеринославцы молились. То есть празднование проходило не плотским образом, а духовным. Во всех храмах города скапливались горожане. Тогда было три самых больших храма: Спасо-Преображенский кафедральный собор, Свято-Троицкий кафедральный собор и Свято-Успенский кафедральный собор. Последний был самый большой по вместимости, там скапливалась большая часть народа», — рассказал Максим Кавун.

Все екатеринославцы отстаивали в храмах ночь перед Рождеством. Это было характерно и для мещан, и для чиновников. То есть Рождество было неким корпоративным праздником для всей общины.

Также было заведено рождественское чаепитие.

«Была традиция заваривания самоваров. И в каждом доме он был. И дело было не в том, что не было спиртного. Просто была такая традиция», — сказал Максим Эдуардович.

Люди просто ходили друг к другу пить чай. Никаких общественных мероприятий и пафосных церемоний на Рождество в Екатеринославе не было.

Кстати, отдыхать на праздники любили еще тогда. Поэтому чиновники охотно организовывали «рождественско-новогодние» каникулы примерно на 10 дней. Кроме магазинов и ресторанов были закрыты все заведения, причем, — независимо от того, принадлежали они украинцам, евреям, русским, немцам, мусульманам — не работал никто.

Объявления, рождественская распродажа и ярмарки

Накануне Рождества в газетах рекламировали конфеты, кафе «Конфектория», пирожные, чай и тому подобное. Но никакой рекламы алкогольных напитков.

«Екатеринославские магазины предлагали свои товары, пытались превзойти друг друга в части ассортимента и привлечения покупателей. Например, «рыбно-гастрономические магазины Ильи Солодуха» гарантировали ежедневное получение свежих рыбных, колбасных, молочных и других товаров», — рассказал Максим Кавун.

Учебные заведения организовывали рождественские базары с благотворительной продажей изделий, сделанных руками учеников.

Также в газетах публиковалось обращение архиепископа и график божественной литургии в некоторых храмах.

Колядовали только на окраине

Историк говорит, что пока нет никаких свидетельств, чтобы в тогдашнем русифицированном Екатеринославе ходили по домам и колядовали.

«Эта традиция была популярна только среди крестьян. Мещане, дворяне и т.д., точно не колядовали. А вот если говорить о Краснополье, Лоцманской Каменке, Мандриковке, Диевке, Новых Кайдаках, Сухачевке, Цапле, Огонь, Мануйловке, Воронцовке, Амуре — они точно колядовали. Эти поселения состояли из большинства украинских крестьян, поэтому и происходили такие празднования», — сообщил Максим Эдуардович.

Относительно истории кулинарии. По словам историка, она не разработана вообще, потому что нет источников. Поэтому целесообразно неизвестно, какое было меню на праздничном столе.

На фото представлены новогодние и рождественские открытки из коллекции Натальи Рекуненко