Компания Stellantis NV объявила о планах инвестировать $13 млрд в течение ближайших четырёх лет в развитие бизнеса в США — ключевом для автопроизводителя рынке, где компания стремится укрепить позиции и снизить издержки, связанные с таможенными тарифами.
Это станет крупнейшей инвестицией за более чем 100-летнюю историю Stellantis, которая позволит увеличить объёмы выпуска готовых автомобилей на 50% по сравнению с текущими показателями. Общая сумма включает не только вложения в производственные мощности, но также расходы на научно-исследовательские работы и работу с поставщиками.
Акции Stellantis выросли более чем на 4% в среду на бирже в Милане — это самый большой внутридневной рост с 2 октября. Однако в целом бумаги компании подешевели примерно на 32% с начала года и остаются худшими в индексе Stoxx 600 Automobiles & Parts.
План отражает самую масштабную попытку Stellantis возродить бизнес в США, где компания теряет долю рынка из-за устаревшей линейки моделей.
Кроме того, объявление стало частью волны громких внутренних инвестиций американских автопроизводителей, вызванной давлением со стороны президента Дональда Трампа, который активно использует тарифную политику для сокращения импорта и поддержки национального производства и занятости. Так, в июне General Motors объявила о вложении $4 млрд в США, чтобы нарастить выпуск автомобилей с ДВС и сократить производство в Мексике.
«Мы хотим расти в США, производя автомобили в Америке», — заявил генеральный директор Stellantis Антонио Филоза в телефонном интервью. — «Мы разделяем цель президента — возвращать рабочие места в США, и мы уже это делаем».
Согласно плану, компания создаст более 5 000 рабочих мест на заводах в Иллинойсе, Огайо, Индиане и Мичигане. Филоза отказался уточнить, насколько эти инвестиции сократят издержки от тарифов, но ранее Stellantis оценивала их влияние на прибыль в €1,5 млрд ($1,7 млрд) в 2025 году. По оценкам компании, план побудит поставщиков локализовать производство компонентов в США, что может создать ещё около 20 000 рабочих мест.
По данным Bloomberg, Stellantis представит пять новых моделей за четыре года, включая две абсолютно новые марки, а также проведёт обновление всей текущей линейки брендов.
Компания намерена инвестировать $600 млн в расширение производства внедорожников Jeep Cherokee и Compass на простаивающем заводе в Белвидере (Иллинойс) в 2027 году, что создаст около 3 300 рабочих мест. Этот завод будет выпускать автомобили только для американского рынка. Производство в Толуке (Мексика), где сейчас собираются эти модели, продолжится, а канадский завод в Брамптоне больше не будет выпускать Compass.
Профсоюз United Auto Workers (UAW) назвал инвестиционный план Stellantis «большой победой» для своих членов.
«Сегодняшнее решение доказывает, что целевые автотарифы действительно способны вернуть тысячи достойных профсоюзных рабочих мест в США», — заявил президент UAW Шон Фейн. — «Уолл-стрит и отраслевые эксперты говорили, что это невозможно. Но гонка ко дну, вызванная свободной торговлей, наконец подходит к концу».
После январской встречи с Трампом Stellantis подтвердила намерение производить пикап среднего размера на заводе в Белвидере, а с 2028 года выпуск этой модели будет перенесён в Толидо (Огайо). Компания также разработает новый гибридный внедорожник с увеличенным запасом хода и бензиновую модель SUV на заводе в Уоррене (Мичиган), где ранее были сокращения.
С момента назначения Филлозы на должность CEO в начале года Stellantis стремится пересмотреть инвестиции по регионам, делая упор на американское подразделение. Ранее, при Карлосе Таваресе, компания переносила часть производственных и инженерных операций в страны с более низкими затратами, включая Мексику. Филоза теперь намерен развернуть этот процесс вспять.
«Мы знаем, что можем расти, если инвестируем в правильные технологии, правильные продукты и сильные бренды — именно этим мы сейчас занимаемся», — подчеркнул глава Stellantis.