В Одесском ТЮЗе покажут 21 января спектакль «Левушка». Культурометр рассказывает, почему стоит на него сходить.
Спектакль «Левушка» – историческое путешествие в прошлое. Машина времени – сцена Одесского театра юного зрителя (ТЮЗ) им.Олеши, где забавное и трагическое шагают вместе. Зритель на сцене, в энергетическом круге актеров, в центре событий. С первых минут действия он находился в аутентичной атмосфере городских двориков послевоенной Украины 50-х гг., где вместе проживали евреи, украинцы, греки, армяне, люди других национальностей. Дворики с развитыми традициями совместного быта существовали в Одессе, Херсоне, Виннице, Киеве, Харькове, Мариуполе.
Проводы Левушки в армию
В Одессе атмосфера таких городских анклавов, в отдельных чертах хорошо сохранялась еще в первой половине 90-х гг. и принципами общественных коммуникаций» – говорит зритель ТЮЗ, одессит Георгий. «Полное тождество! На спектакле я попал в мир своего детства. Так же как у «Левушки» в том дворе были традиции походов в магазин за хлебом, совместных ужинов, празднование знаменательных событий, танцы, игры, в которых участвовали и взрослые и дети. Ежедневные словесные пикировки между соседями, обычно происходившие на повышенном эмоциональном уровне по поводу и без повода, также были абсолютно нормальным, обыденным явлением. Двор жил вроде бы единый организм, со своими правилами, бурными страстями, печалями и радостями. К сожалению, эта натура уже исчезла», – констатирует Георгий.
Херсонец Николай – внутренне перемещенное лицо, недавно посетил в ТЮЗе спектакль «Левушка» и вспоминает: «В таком дворике моего детства, в центре старого Херсона напротив Малого (еврейского) театра в начале 80-х гг. ХХ века евреев уже не было. Однако об их недавнем пребывании жителям напоминала потрескавшаяся со времени деревянная доска с облезлой краской, прикрепленная высоко на кирпичной стене между сараями и входом в общественный туалет. Благодаря этой мудро выбранной стратегической позиции доска обладала высокой вандалостойкостью и неплохо сохранилась. На нем красным цветом был выведен список жителей двора. Абсолютное большинство из них имели необычные для ушей детишки имена и фамилии. Уже тогда они были для нас людьми какого-то неизвестного, далекого и казалось навсегда утраченного мира», – добавляет он.
Малый Еврейский театр (филармония) в Херсоне.
Те дворы – феномен тогдашней общественной жизни ушли в вечность. Впрочем, они живут в искусстве. Их неповторимую, яркую атмосферу достоверно воспроизводят талантливые актеры Одесского театра юного зрителя. Большой объем сценической работы в этом контексте приходится на роли второго плана, в которых – Елизавета Горбенко (соседка); Алексей Межевикин (сосед); Виктор Ильченко (папа Витьки); Ирина Шинкаренко (мать Витьки); Павел Калинин (Витька); Михаил Манорик (Марик); Игорь Тильтиков (Ребе); Михаил Малицкий (священник); Сергей Черноиваненко (папа Левушки); Татьяна Полякова (мать Левушки).
Главные герои – Александр Давлятян (Левушка), заслуженная артистка Украины, Валентина Губская (бабушка Роза), заслуженная артистка Украины, Валентина Гульченко (бабушка Даша), Виктор Раду (автор) держат зрителя в напряжении и приподнятом эмоциональном состоянии во время всего действия.
Соседка (Елизавета Горбенко) и сосед (Алексей Межевикин)
Спектакль «Левушка» (по повести А.Крыма; режиссер – постановщик Наталья Прокопенко) в этом сезоне в репертуаре Одесского Театра юного зрителя. Ближайший показ представления состоится 21 января.
Для историков, изучающих ментальность прошлого, структуры его обыденности, для всех неравнодушных к характерам и образам прошлого Одессы и страны, спектакль представляет большой познавательный интерес, оказывает настоящее эстетическое наслаждение, оставляет в душе маленький огонек света, способный победить большую тьму.
Георгий Бянов
Фото автора
Фото Малого еврейского театра – газета «Вгору»