ЕКСКЛЮЗИВ Донбасс был с Украиной как минимум 4 столетия: исторические факты говорят об украинской идентичности

Похожие записи

Россияне, несмотря на сначала гибридную, а затем полномасштабную войну против Украины, оккупацию части украинских территорий и убийства тысяч наших граждан, продолжают набиваться украинцам в «братья». Однако исторические факты доказывают, что временно оккупированные территории, которые роспропаганда называет исконно русскими, развивались совсем в других традициях.

Донбасс

Село Марьинка, как свидетельствуют историки и источники, было образовано в результате прихода населения Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний. Крестьян, которые были исключительно хлебопашцами, приглашали в Марьинку, предоставляли определенные преференции. Так образовались и села поблизости. Это была земледельческая традиция, люди пели украинские песни, совершали украинские обряды. Также были зафиксированы и стрелецкие песни.

Есть свидетельства крестьян о быте, об их повседневной жизни. Весь этот материал собирали студенты в 20-х годах ХХ века, он был записан в Марьинке 1927-1929 в двух папках.

Донбас і Луганщина: історичні факти свідчать про українську ідентичність

«Украинскость» этого поселка периода конца 1920-х годов выражалась в лексике. Если взять, например, семейную обрядность, то зафиксированные слова были абсолютно украинскими. В этих материалах, а они записывались со слов респондентов, русского языка не найти. Респондентами были пожилые люди, они или их родители жили там еще с первой половины 18-го века, – первое упоминание о Марьинке. Население, как минимум, проживало там на протяжении полутора сотен лет. И люди говорили по-украински.

Составитель сборника этнографических материалов под названием: «Марьинка: этнокультурный портрет украинского поселка на Донетчине конца 1920-х годов» Елена Боряк говорит:

— Нам нужно осознать, что Донбасс был с Украиной как минимум четыре столетия. Мы шли вместе, наша история и наследие общие. Об этом нужно помнить и привыкать к этому мнению.

Луганщина

Говоря об этом регионе невозможно обойти вниманием такую личность, как Кристина Алчевская. Это настоящая революционерка своего времени, ведь, несмотря на антиукраинскую политику в Российской империи, она обучала женщин восточным регионам письму, литературе и истории Украины. Она отдавала себе отчет в важности украинского языка.

В 1862 году она основала в Харькове первую бесплатную воскресную женскую школу, которой до сих пор не было в Российской империи. В этом заведении работало более 100 учителей-энтузиастов, которым понравилась идея Кристины предоставить образование обычным женщинам – кухаркам, уборщицам… Они изучали правоведение, физику, химию, географию, историю Украины, письмо, математику, а также посещали театры.

В селе Алексеевка (ныне территория Перевальского района Луганской области) семья Алчевских открыла одноклассную земскую школу, где обучение, как и в Харьковской школе, велось на украинском языке. В этом заведении преподавал Борис Гринченко.

Быт и традиции

Отличался и быт украинцев и россиян. Даже те украинцы, которые жили скромно или совсем бедно, пытались украсить свои дома, огородить аккуратными заборами двор и содержать дом в чистоте и порядке.

Жителей России 19 века и обустройства своих домов не интересовало. Подавляющее большинство домов топилось по-черному: печи у них не имели дымовых труб и весь дым оставался в помещении. Полы в домах россияне устилали соломой, которую справляли естественные потребности. Мылись русские крестьяне в случае раз или два раза в месяц, причем «традиционных русских бань» тогда в селах были единицы.