До 31 января в Днепровском художественном музее (ул. Шевченко, 21) проходит выставка фотографий «Лирическая исповедь. За пределами чувств». Ее автор Диана Антонюк — молодая 24-летняя фотохудожница из Запорожья. С 2019 года она завоевывает мир художественной фотографии работами в стилистике сюрреализма и символизма. В работах Дианы можно увидеть взаимосвязь между природой, человеком и его чувствами и эмоциями. Журналистка «Наше Місто» взяла эксклюзивное интервью у талантливой девушки.
— Диана, расскажите о себе. Как вы погрузились в мир фотографии?
— Я родилась и живу в Запорожье – в городе, где cерые оттенки промышленности вплетены в каждый уголок. Моя любовь к творчеству расцвела не благодаря этим обстоятельствам, а напротив – вопреки им. Еще с детства я чувствовала, что должна быть причастна к искусству, а именно к фотографии. Эта мечта жила в моем сердце целых шесть лет, пока я впервые не взяла камеру в 16. Сразу поняла: это занятие, которое будет сопровождать меня всю жизнь. Я не из богатой семьи, творческих людей в семье нет. Мама – медик, отец – автоэлектрик. Очень поддерживает мое творчество бабушка: ей не нужно объяснять, какой смысл я закладываю в ту или иную работу, она сама все «шарит». Сейчас фотография – это моя жизнь, а работа в ИТ-сфере позволяет мне существовать, организовывать съемки. Потому что искусство пока, к сожалению, не приносит доход.
— Как вы нашли свой собственный стиль?
— Настоящая любовь к фотоискусству в стилистике символизма и сюрреализма появилась в 2019 году, после пяти лет поисков собственного стиля и получения технического образования в университете «Запорожская политехника». К большому удивлению, само обучение в вузе по технической специальности дало мне окончательную уверенность в том, что искусство — это моя настоящая стихия. Тогда у меня зародилось мнение, что расцвет фотографии возможен только в самоотверженном и бескорыстном творчестве, далеком от коммерческих съемок.
Процесс создания фотографий всегда с моим личным вызовом. Я разрабатываю идеи, создаю концепции, делаю реквизит своими руками, ищу локации и выбираю героев для сюжетов. Подготовка к каждой съемке может длиться до двух месяцев, но это не потраченное время, а путь к воплощению моей художественной мечты. Что касается средств – их действительно нужно немало. К примеру, одна из съемок обошлась мне примерно в 10 тысяч гривен. Она, кстати, пока не состоялась из-за большой войны. Но реквизит уже закуплен, поэтому надеюсь, все когда-нибудь сбудется.
— Что именно требует наибольших затрат?
— Их достаточно много. Это ткань, дымовые шашки, разнообразный реквизит. А также транспортные расходы. В качестве моделей я приглашаю тех, кто согласен сниматься бесплатно. Обычно это мои друзья, знакомые, а также муж Евгений. Он также айтишник, мы познакомились еще во время учебы в вузе.
Особое внимание я уделяю созданию снимков с обнаженными людьми. Такие фотографии позволяют мне оттенить глубину человеческих эмоций и чувств в их чистейшем проявлении. Человеческая душа становится главным героем моих фотографий. В то же время яркие цвета и природа также играют немаловажную роль в моем творчестве. К примеру, красный выступает как средство выразительного акцента. Каждая съемка – это только одна фотография. На фото абсолютно все реально: локации, реквизит, вода и даже огонь. В своих работах избегаю значительных редактирований в специальных программах. На мой взгляд, именно так рождается подлинное искусство фотографии, а не фотоколлаж или рисунок.
— Сейчас Запорожская область является частично оккупированной врагом. Есть ли у вас в такой ситуации вдохновение продолжать заниматься искусством?
— В Запорожье сфера культуры всегда была менее развитой по сравнению, например, с Днепром. Да еще у нас такая специфика: нужно уже иметь имя, чтобы сделать выставку в родном городе. Поэтому новичкам очень сложно. Я живу как на минном поле – в самом центре города. Рядом хватает зданий, разрушенных российскими ракетами. В туристско-информационном центре, где у меня была выставка, полностью разрушен один подъезд. Полная жесть была осенью 2022 года. Почти весь октябрь были прилеты по жилым домам. Естественно, в этом году тоже были взрывы, баллистика. Однажды я была в торговом центре, вышла из него во время тревоги, и тут в соседний дом попала ракета. Да, это рулетка. Я сейчас стараюсь обо всем этом не думать, потому что мозг очень устал. Просто живу и делаю то, что делаю, чтобы после себя что-нибудь оставить. Наслаждаюсь жизнью, больше внимания уделяю общению с родными. Потому что сегодня мы есть, а завтра – нет.
— Где именно проводите фотосъемки и насколько это сложно во время войны?
— До войны многие из них проходили на Хортице, в заповедной зоне. К сожалению, сейчас туда нет прохода. Продолжаю снимать в Запорожье, за городом. Несмотря на то, что я работаю в ІТ, пока не могу позволить себе большую квартиру или переезд в другой город. Переезжать заграницу не планирую, потому что здесь у меня любимый человек – мой муж. К тому же в Украине у меня есть фундамент, который трудно оставлять. С другой стороны, я понимаю, что за границей, где жизнь более спокойная и финансово обеспеченная, лучше развиваться творческим людям. Так что, возможно, я попробую сделать себе имя в Европе, но это будет после нашей Победы.
— Почему ни одна из ваших работ нет названия?
— Потому что название дает направление – куда нужно двигаться. А мне хочется, чтобы человек ни к чему не был привязан. Чтобы он рефлексировал через призму своих чувств, восприятия жизни. Ибо наблюдение за произведением искусства может быть определенным сеансом психотерапии. Пусть каждый ориентируется на собственное видение мира.
Интервью взяла Юлианна Кокошко.
Фото из архива Дианы Антонюк.
$ = jQuery;
var videoBlockTop = $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').offset().top;
var isClose = false; $('body').on('click', '.sticky-video > .close' , function () { $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').removeClass('show-sticky');
if(!isClose) { setTimeout(function () { $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').addClass('show-sticky'); isClose = true; }, 10000); } });
$(document).ready(function (){ // console.log($('figure.wp-block-embed').first().height()); $('figure.wp-block-embed').first().css('height', $('figure.wp-block-embed').first().height()); $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').addClass('show-sticky'); $('figure.wp-block-embed').first().find('.wp-block-embed__wrapper').prepend('